Рынок труда Ахалкалаки – проблемы и вызовы


Многие студенты из Ахалкалаки, закончившие свое обучение в Тбилиси или Ереване, не возвращаются на родину из-за отсутствия рабочих мест, а те, кто вернулся, зачастую не могут найти работу. Ситуация на рынке труда усложняется тем, что не всегда спрос совпадает с предложением – профессии, на которые есть спрос в районе, не популярны среди абитуриентов.

Вариантов профессиональной деятельности в Ахалкалаки немного – это или государственная работа (органы местного самоуправления, школы, детские сады), или частная (салоны красоты, магазины одежды и продуктов), или же банки и аптеки. В связи с этим студенты, заканчивающие более узкие специальности, не могут обустроиться в Ахалкалаки. У проблемы есть и обратная стороны – зная, что узкие специальности в Ахалкалаки не востребованы, абитуриенты выбирают наиболее распространенные (например, медицина или экономика), что порождает большую конкуренцию у соискателей.

Ассистент координатора Молодёжного центра Ахалкалаки, директор НПО “Вперед за новыми возможностями” Леля Раисян считает, что спрос на узкие профессии в Ахалкалаки низкий, и о нем мало кому известно. Помимо этого, такие профессии в Ахалкалаки низкооплачиваемы по сравнению с большими городами.

“Столько профессий, на которые у нас есть спрос, абитуриенты не выбирают, так как боятся рискнуть. Например, у нас нет хороших архитекторов, дизайнеров, гидов. Эта пропасть существует, потому что студенты не видят здесь перспектив. Они хотят обосноваться в больших городах. Та работа, которая в других местах дорого оплачивается, у нас стоит копейки. Спрос в случае данных профессий узкий, о нем знают те, кто работает в этой сфере или как-то с этим связан. А абитуриенты стараются выбрать что-то нейтральное, а не узкие специальности”, – комментирует она.

По ее словам, в Ахалкалаки не хватает ветеринаров, различных врачей узкой специальности, экспертов, которых можно пригласить на тренинги, агрономов и т.д., но для того, чтобы у людей была мотивация учиться и работать в этих сферах, они должны быть хотя бы минимально развиты в Ахалкалаки.

“Например, человек хочет работать гидом, поэтому власти хотя бы минимально должны развить сферу туризма, чтобы у него было желание в этом направлении работать. У человека должно быть понимание, что если он отучится 5 лет на гида, то сможет работать, когда вернется”, – отмечает Леля.

Рынок труда в Ахалкалакском муниципалитете отличается также и в зависимости от места проживания (город или село), а также гендерных стереотипов. Например, в селах стараются выбрать такую профессию, на которую есть спрос в селе. В случае девочек – это учитель, в случае парней – “хопан” (заработки за границей). В городе абитуриенты ориентируются на то, что можно делать на месте. “Сейчас стараются больше открыть бизнес или учатся в сфере бизнеса, потому что работать на зарплату никому не хочется”, – отмечает Леля.

Что же касается гендерных стереотипов, то девочки зачастую не выбирают профессии, которые считаются мужскими, даже если им они нравятся.

Леля Раисян и многие другие эксперты сходятся на том, что для более эффективного функционирования рынка труда в Ахалкалаки не хватает “биржи труда”, где работодатель и соискатель могут найти друг друга.

“В рамках проекта по адвокатированию мы хотели открыть центр по трудоустройству, чтобы при мэрии была служба, которая могла бы связать работника и работодателя. Такие центры есть почти во всех городах, кроме Ахалкалаки и Ниноцминды. Мэрия со своей стороны сказала, что мы не против, будем сотрудничать, если откроется, а в Национальном агентстве трудоустройства сказали, что планируют открыться в Ахалкалаки, но после этого прошло 2 года, пока никаких изменений не было. Год назад центр открылся в Ахалцихе”, – рассказывает Леля.

Помимо этого, она отмечает, что необходимо повышать информированность молодёжи о возможностях трудоустройства:

“Есть столько программ, о которых они даже не знают, если бы знали, точно участвовали бы. Чтобы молодые люди знали, что они не только могут у кого-то работать, а могут работать на себя, участвовать в разных программах”.

ეს მასალა შექმნილია ევროკავშირის (EU) ფინანსური მხარდაჭერით. მის შინაარსზე პასუხისმგებელია ააიპ “ღია საზღვრები” და შესაძლოა, რომ იგი არ გამოხატავდეს ევროკავშირის შეხედულებებს.

Данный материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС).
Его содержание является ответственностью некоммерческого юридического лица “Открытые границы» и может не отражать точку зрения Европейского Союза.

მასალა შექმნილია პროექტის „სამოქალაქო საზოგადოების გაძლიერება სოციალურ, ეკონომიკურ და პოლიტიკურ ცხოვრებაში თანაბარი და სრულყოფილი მონაწილეობისთვის“ ფარგლებში, განმახორციელებელი HEKS\EPER Georgia-ს მიერ რეგიონალურ პარტნიორ ორგანიზაციებთან, სამოქალაქო ინტეგრაციის ფონდი (CIF) – ქვემო ქართლი, სამოქალაქო საზოგადოების ფორმირების ხელშემწყობი ცენტრი (SCCSF) – სამცხე-ჯავახეთი, თანამშრომლობით.

Материал создан в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для равного и полного участия в социальной, экономической и политической жизни», реализуемого HEKS-EPER Georgia в сотрудничестве с региональными партнерскими организациями – Фондом гражданской интеграции (CIF) в Квемо Картли, Центром по формированию гражданского общества (SCCCF) – Самцхе-Джавахети.