Уже две недели в СМИ появляются сообщения о том, что Президент страны Зурабишвили подала иск в Конституционный суд из-за т.н. закона “об иноагентах”, до этого с таким заявлением выступил Омбудсмен страны, также поступил иск от имени 122 неправительственных организаций, а сегодня к вышеперечисленным присоединились и оппозиционные депутаты. Однако что даст исковое обращение в Конституционный суд Грузии и какие законы нарушены т.н. “законом об иноагентах” – об этом Jnews побеседовал с юристом Андраником Минасяном.

На официальном сайте Конституционного суда Грузии в отделе Судебные акты уже есть информация об исках, которые были поданы в суд по недавно принятому закону Грузии «О прозрачности иностранного влияния». Одним истцом является президент страны Саломе Зурабишвили, ответчик Парламент Грузии. Также зарегистрирован иск от 122 НПО Грузии.

  • Статья 78. Интеграция в европейские и евроатлантические структуры. Конституционные органы должны принять все меры в пределах своих полномочий для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский Союз и Организацию Североатлантического договора.
  • Статья 22. Свобода объединений. Свобода объединений гарантируется. Союз может быть ликвидирован только по решению того же союза или суда в случаях, определенных законом, и в установленном порядке.
  • Статья 15. Права на неприкосновенность личной и семейной жизни, личного пространства и общения. Личная и семейная жизнь человека неприкосновенна. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой государственной или общественной безопасности в демократическом обществе либо для защиты прав других лиц. Личное пространство и общение человека неприкосновенны…
  • Статья 17. Права на свободу мнений, информации, средств массовой информации и сети Интернет. Свобода мнений и их выражение защищены. Не допускается преследование человека из-за его мнения и выражения. Каждый человек имеет право свободно получать и распространять информацию. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается.
  • Статья 12. Право на свободное развитие личности. Каждый имеет право на свободное развитие своей личности.
  • Пункт 2 пункта 9 статьи 31 Конституции. Закон, если он не уменьшает или не отменяет ответственность, обратной силы не имеет.

“Внесенный президентом иск обжалует общий закон, так как этот закон нарушает 78 статью конституции, которая касается интеграции в Евросоюз и НАТО, основной акцент поставлен на это. То есть отмечено, что конституционные органы страны, то есть парламент, правительство и суд, в том числе, в рамках своих полномочии должны предпринять все меры для того, чтобы обеспечить вхождение в Евросоюз и НАТО. Также перечислены несколько статей, что этот закон нарушает 21 статью конституции “о свободе объединений в части организации”, что нарушается право, который входит в число основных прав человека. Также 15 статья – это неприкосновенность  личности, семейной жизни, личного пространства и коммуникации. Он связан с персональными данными, которых касается закон. Также отмечены 17, 12, 31 статьи. Что касается НПО, в их иске 17 статья, 1, 2 , 3, 5 части и 22 статья”, – объясняет юрист Андраник Минасян.

По его словам, когда иск входит в Конституционный суд, изначально суд решает кто будет рассматривать иск, пленум или коллегия.

“В этом случае на сайте Конституционного суда уже поставлены иски, оба иска рассмотрит пленум. Можно сделать вывод, что эти два иска будут объединены в одно дело. Потому что касаются одного закона и, частично, те же требования. Докладывающий судья один и тот же по обоим делам – это Хвича Кикилашвили. Обычно дело рассматривается до 9 месяцев, суд решает исходя из перегруженности и важности. Обычно, если дело в пленуме, по закону, эти дела более приоритетны. Конституционный суд может признать, что этот закон нарушает Конституцию и отменить этот закон. Может решить, что не нарушает и оставить в силе. Может решить, что закон частично нарушает закон, то есть те статьи, которые посчитает нарушающими признает антиконституционными. То есть очень сложно заранее понять какое решение примет конституционный закон”, – говорит Андраник Минасян.