Роль Турции для Грузии и Армении


События, разворачивающиеся внутри и вокруг, прямо или косвенно затрагивают каждую страну Южного Кавказа. И Карабахская война, и российско-украинский конфликт оставили свой след на странах региона. Как именно внешние события влияют на Южный Кавказ, какова роль третьих стран в этом конфликте – об этих и других вопросах мы поговорили с экспертом Фонда Рондели, тюркологом Зурабом Батиашвили.

Из-за войн (российско-украинская, карабахская) и других происшествий последних лет, как изменилось влияние третьих стран, в частности Турции и России, на Южный Кавказ?

– За последние два-три года произошло много важных событий, конечно, самое главное – это российско-украинская война, масштабное вторжение России в Украину с целью уничтожения не только территорий Украины, но и украинской государственности, ее стратегической целью является создание нового Советского Союза. Неважно, будет ли это название Российская Империя, Советский Союз или что-то другое, идея в том, что она хочет добиться успеха в «собирании территорий» с участием бывших советских республик. И если это удастся в Украине, естественно, следующей целью станут более мелкие страны, такие как Грузия, Армения, Азербайджан и т. д. Даже сейчас эти страны являются ее мишенью, просто она настолько занята Украиной и увязла в трясине, что не настолько свободна не только для стран Южного Кавказа, но и для европейских стран. Россия также не готова решать свои проблемы, например, несколько дней назад произошел крупный теракт в Дагестане, к которому российское правительство буквально не было готово, и еще также предстоит выяснить то, что в нем участвовали представители власти, их дети и родственники.

В результате теракта число жертв достигло 21, количество раненых еще больше. Этим я хочу сказать, что Россия вовлечена в серьезную проблему, из которой у нее буквально нет хорошего выхода. То, что было разрушено силой, я имею в виду Советский Союз, восстановлению не подлежит. Что касается Турции, то у Турции есть свои интересы, но в отличие от России, она более реалистично оценивает собственные силы и не вступает в такую ​​авантюру, как Россия. Она знает, что, например, если ей нужно увеличить свое влияние на Кавказе, то его естественным союзником в этом случае является Азербайджан, и, усиливая Азербайджан, она становится сильнее в регионе. Турцию отличает от России еще и то, что она, так сказать, не ведет прямых военных действий в этом регионе.

Поскольку когда страна сразу же начнет проводить военные действия, есть опасность, что она окажется в такой же трясине, как это было в случае с Украиной. Россия зашла в тупик, ее солдаты гибнут каждый день, эти люди выбыли из экономики, экономические проблемы возросли, против страны введены санкции, также уничтожается военная техника, которую невозможно произвести в таком же количестве.

Россия пытается внести тему переговоров в повестку дня, но хочет, чтобы эти переговоры проходили на ее собственных условиях. Другими словами, она хочет аннексировать завоеванные территории, но никто не даст ей права на это.

Какое влияние оказали Карабахская война 2020 года и победа Азербайджана на роль Турции на Южном Кавказе? Как победа Азербайджана повлияла на турецко-азербайджанские отношения?

– Конечно, это уже сказалось, влияние Турции усилилось через Азербайджан, потому что все в Азербайджане прекрасно понимают, насколько важна была помощь Турции в этой войне. Впервые в мировой истории были использованы беспилотные летательные аппараты (БПЛА), кстати, Россия приобретала беспилотные летательные аппараты у Ирана во время российско-украинской войны, Россия совсем недавно начала их производить.

Можно сказать, что вопрос беспилотников был важнейшим фактором в карабахской войне, что отличает вторую карабахскую войну от первой. Турки развили производство дронов и зашли в этом очень далеко, они помогли в этом Азербайджану, а после победы Азербайджана влияние Турции в регионе безусловно возросло.

Напомню, что между Турцией и Грузией всегда были нормальные отношения. Сейчас речь идет о нормализации отношений между Арменией и Турцией. В любом случае, если невозможно устранить или решить все проблемы, то хотя бы необходимо открыть границу. Как минимум должны быть установлены дипломатические отношения, потому что когда ты сосед, хочешь ты этого или нет, у тебя должны быть отношения, особенно на этом фоне, когда правительство Армении делает все больше и больше прозападных заявлений и движется в сторону Европы.

А единственная страна-член НАТО в регионе – это Турция, и нормализация отношений в этом случае необходима, потому что, если отложить все в сторону, нам нужен путь в Европу.

– Армения предпринимала много попыток улучшить отношения с Турцией и Азербайджаном, но если посмотреть со стороны, то кажется, что оба вышеупомянутых государства не движутся в этом направлении, как вы думаете, почему так происходит?

– Начнем с Турции, как мы видим, Турция за последние годы не предприняла никаких шагов, которые бы хоть как-то противоречили позиции Азербайджана. Иными словами, Турция заявляет, что если Азербайджан решит проблему с Арменией, то проблем в отношениях с ней не будет.

Сейчас главный вопрос между Арменией и Азербайджаном, самое главное здесь – подписать соглашение, без которого мы можем получить еще один конфликт, который на самом деле может быть более кровавым и еще более трагичным, потому что в этом случае страны будут непосредственно вовлечены так сказать в приграничный конфликт. Поэтому важно подписать это соглашение, хотя есть много проблем, связанных с демаркацией границ.

Как известно, демаркация границы не состоялась, конечно, это касается не всех мест, в некоторых местах это подтверждается, но где именно проходит граница, в том числе между Арменией и Грузией, Грузией и Азербайджаном, до конца не решено. Иными словами, есть места, где стороны не могут договориться о том, где именно проходит граница, а масштабы, представленные на картах, определенных еще в советский период, не отличаются высоким качеством.

Единственная установленная граница — граница Грузия-Турция, потому что в то время это была граница Советского Союза и НАТО, и это было важно, и она также была определена между Арменией и Турцией, между Арменией и Ираном. Одно дело, что эти границы должны быть определены, другое дело, как нужно начать коммуникации. Сторонам еще есть над чем работать. Мы надеемся, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Чтобы конфликт не возобновился, все усилия должны быть направлены как на установление границ, так и на решение коммуникационной проблемы.

Какая Грузия «нужна» Турции: более демократическая или более контролируемая?

– В целом, для соседних стран, будь то Армения, Азербайджан или Турция, необходимо, чтобы Грузия была демократической. Демократическая Грузия означает Грузию с западной позицией, которая уважает права человека, права меньшинств и т. д.

К сожалению, сейчас мы наблюдаем обратный процесс: «Российский закон», принятый грузинским парламентом, уводит Грузию с ее исторического пути развития и ставит ее под российское влияние. Грузия под российским влиянием не выгодна ни Турции, ни Армении, ни Азербайджану. Если, например, у Азербайджана и Турции может быть меньше проблем, потому что они чувствуют себя ведущими государствами, то этого нельзя сказать об Армении. Для Армении крайне важно, чтобы Грузия была прозападной, ориентированной на Европу.

Почему? Потому как в этом случае никто не примет Армению в Евросоюз, потому что она будет в виде острова и уже не будет иметь физической связи или дороги с Европой, если Грузия будет контролироваться Россией, и если Россия закрывает путь Армении. Именно поэтому процессы, происходящие в Грузии, очень важны для всего региона. Будем надеяться, что с выборами, которые состоятся осенью, Грузия вернется на путь развития, по которому она всегда шла. Нет развития без свободы, нет развития без уважения прав человека, и этот вопрос должно решить население Грузии осенью, каждый гражданин, независимо от вероисповедания, этнического происхождения и т. д.

Как изменения в нынешней внешней политике Грузии повлияют на отношения между Грузией и Турцией?

– Кстати, аналогичный вопрос журналисты задали президенту Турции, когда премьер-министр Грузии Кобахидзе находился в Анкаре и встречался с президентом Турции Эрдоганом. Эрдоган заявил, что внимательно следит за событиями, происходящими в Грузии, и выразил надежду, что вопрос будет решен в пользу народа Грузии. Ведь гражданам этой страны предстоит сделать выбор, в какой стране они хотят жить, и этот вопрос будет решен осенью, и тогда позиции других стран будут соответствующими.

Трудно сказать, что после осени на 100 процентов будет так или иначе, поскольку события развиваются очень быстро. Все понимают, что это выборы жизненно важного значения, возможно, что эти выборы станут самыми важными выборами в истории Грузии в этом столетии, поэтому каждый должен уметь действовать максимально ответственно и мобилизованно, и показать, в какой страны они хотят жить.