Венецианская комиссия выдает «строгую рекомендацию» властям Грузии отменить закон об иноагентах в нынешнем виде. Это сказано в критическом заключении экспертов Европейской комиссии за демократию через право по законопроекту «О прозрачности иностранного влияния», который считается российским аналогом закона об иноагентах.
В заключении указывается, что за последние годы Венецианская комиссия провела оценку законодательства «Об иностранных агентах», которое действует в Российской Федерации, Венгрии и Кыргызстане, а также вопрос о принятии которого рассматривался в Боснии и Герцеговине. Комиссия пишет, что закон, инициированный в Грузии, содержит «много общего» с законодательством этих стран.
В документе выражено сожаление, что парламентское большинство приняло закон на третьем слушании, несмотря на призывы председателя Парламентской ассамблеи и генерального секретаря Совета Европы.
Заключение настоятельно призывает партию власти отменить закон в его нынешнем виде. Комиссия подчеркивает, что существующая редакция закона создает негативные помехи в свободе собраний и выражения мнений, праве на неприкосновенность частной жизни, праве заниматься общественными делами, а также в запрете дискриминации.
Комиссия пришла к выводу, что это повлияет на открытые, информированные публичные дебаты, плюрализм и демократию.
Отмечается, что уже существует законодательство, обязывающее организации раскрывать источник финансирования, тем самым заявляется, что нет убедительного объяснения того, почему этого недостаточно для обеспечения прозрачности.
В заключении говорится, что закон, который, казалось бы, направлен на обеспечение прозрачности, объективно ведет к стигматизации, замалчиванию и, в конечном счете, уничтожению неправительственных организаций и СМИ, которые получают даже небольшую часть финансирования из-за рубежа.
Кроме того, отмечается, что существует серьезный риск того, что пострадают организации и СМИ, критикующие правительство. «Избавление» от них окажет негативное влияние на открытые, информированные общественные дебаты, плюрализм и демократию.
Подчеркивается, что во время принятия закона в третьем чтении правительство внесло в него дополнительные существенные поправки, которые не были обнародованы. Комиссия выражает «глубокую обеспокоенность» по поводу «подобного присутствия прозрачности».
Венецианская комиссия заявила, что законопроект вызвал широкую и резкую критику как в Грузии, так и в международном сообществе, и отметила, что обсуждение и принятие закона в парламенте проходило на фоне массовых протестов. Он подвергся критике как со стороны оппозиционного спектра Грузии, так и со стороны гражданского общества.
Указывается и на то, что для парламентских обсуждений закона было выделено ограниченное время. К тому же, была проведена ускоренная законодательная процедура. Со ссылкой на представителей НПО и СМИ, эксперты пишут, что оппозиционным депутатам и представителям гражданского общества было выделено недостаточно времени на заседаниях комитета и пленарных сессиях: они не смогли свободно выразить свое мнение.
В своем заключении Венецианская комиссия выражает сожаление по поводу того, что закон, который оказывает значительное влияние на права человека и который вызвал разногласия в обществе, «был принят в соответствии с процедурой, которая не оставила места для подлинного обсуждения и консультаций по существу, что явилось открытым игнорированием озабоченности значительной части общества».