Курс грузинской национальной валюты – лари резко снизился, упали также акции крупных грузинских банков, эксперты подобное падение связывают с политической нестабильностью в стране, которая связана с принятием закона “об иноагентах”, или как он официально называется “О прозрачности иностранного финансирования”.

По мнению профессора, бывшего министра экономики, эксперта фонда “Рондели” по экономическим вопросам Владимира Папавы, снижение курса не связано с экономическими процессами, а имеет политическую подоплеку.

“Этот процесс, изменение курса лари, никак не является результатом каких-либо экономических процессов. То есть чисто с экономической точки зрения на лицо положительные эффекты, в том числе есть существенный экономический рост, инфляция ниже 3%, то есть ничего не предвещало, чтобы чисто с экономической точки зрения какие-либо проблемы были у лари, но из-за того, что в настоящее время происходит в стране, когда принят закон парламентом “о прозрачности” – это вызвало протест многих граждан Грузии, а также критические замечания со стороны наших стратегических иностранных партнеров. Это вызвало некоторую шокирующую ситуацию. Это небольшой шок, который отразился на Лондонскую биржу, на цену акции двух больших грузинских коммерческих банков. Потому что когда в стране есть какая-то политическая нестабильность, то эта нестабильность прежде всего отражается на курсе цен, на курсе акции. Курс акции начал постепенно сокращаться. Когда курс акции сокращается – это вызывает то, что многие потенциальные инвесторы предпочитают, как можно быстрее осуществить свои транзакции, чтобы это как-то не так повлияло, чтобы финансовая ситуация не стала бы хуже. Поэтому они стараются как можно быстрее осуществить транзакции, увеличивается спрос на иностранную валюту, когда увеличивается спрос на иностранную валюту, то это вызывает падение обменного курса лари”,- говорит Владимир Папава.

Для того, чтобы стабилизировать курс лари, Национальный банк Грузии продал $60 млн, подобные действия предпринимаются практичеки каждый раз, когда наблюдается резкое снижение курса национальной валюты – лари.

“В результате Национальный Банк Грузии, как основной институт монетарной политики и основной институт надзора над банками, осуществил интервенцию на 60 млн долларов США, для поддержки обменного курса. Это совершенно нормально, когда резервы Национального банка почти достигают 5 млрд долларов, такая инвестиция, в такой критической ситуации конечно же обоснована. Будут ли еще интервенции, по всей видимости будут, чтобы как-то успокоить финансовый рынок. Мне кажется, это временно, как только политический вопрос будет разрешен, финансовые рынки успокоятся”, – говорит он.

По мнению Владимира Папавы, многое зависит от того, какие политические события произойдут на следующей неделе.

“Любой вопрос, который касается обменного курса, каждое слово может вызвать какой-то нежелательный эффект, поэтому давайте воздержимся от каких-либо отрицательных сценариев. Могу сказать следующее, на следующей неделе Венецианская комиссия пришлет свои замечания по поводу закона, который был принят парламентом Грузии. После у президента страны есть возможность отправить критические замечания по поводу закона, и будет очень хорошо, если она воспользуется замечаниями Венецианской комиссии, и парламент будет рассматривать этот вопрос. Так что не будем прогнозировать”,- говорит Владимир Папава.