Движение “Тавуш во имя Родины”, выступающее против односторонних уступок Армении Азербайджану в рамках текущего процесса делимитации, вызвало крайне противоположные реакции и оценки общества. В то время как некоторые обвиняют движение в пророссийской позиции и дестабилизации, другие приветствуют его и одобряют. Однако факт остается фактом – после революции 2018 года в Армении еще никакой силе не удавалось собрать столько сторонников.
Движение “Тавуш во имя Родины”, возглавляемое предстоятелем Тавушской епархии ААЦ архиепископом Багратом Галстаняном, 4 мая начало шествие из приграничного села Киранц в Ереван. 9 мая протестующие дошли до Еревана, и вплоть до сегодняшнего дня ежедневно выходят на улицы, предъявляя свои требования.
Движение возникло в ответ на начавшийся в провинции Тавуш процесс делимитации границы между Арменией и Азербайджаном. По словам предводителей движения, они не против делимитации, они против формы, в которой она проводится.
«Не должно быть демаркации с последующим мирным договором, демаркация должна начаться после подписания мирного договора. Ни одна цивилизованная страна не может посредством угроз чертить границы так, как она хочет. Демаркацию не проводят посредством угрозы войны и шантажа. Но глава нашей страны этого не понимает», – сказал архиепископ Баграт Галстанян в своей речи.
Несмотря на обвинения в адрес движения о том, что оно “поддерживается Россией” или “бывшими властями”, эксперты Александр Искандарян и Степан Даниелян считают, что данные обвинения абсолютно беспочвенны.
“То что происходит – это типичный низовой децентрализованный протест. Зрел он довольно давно. Я имею ввиду и то, что происходило в Тавуше, после того как появились идеи о передаче территорий, и отношения власти с некоторыми иерархами церкви, потому что эти взаимоотношения с самого начала революции были мягко говоря неблагополучны”, – комментирует Александр Искандарян.
По его мнению, протест имеет глубокие корни, и связаны они с расколом внутри страны, с противоположным пониманием того, как и по какому пути Армения должна двигаться.
“Если Россия будет поддерживать это движение, значит, она будет нести ответственность за следующую власть, если власть сменится. Я думаю, что Россия сегодня не готова менять свою политику на Южном Кавказе, потому что это приведет к тому, что у нее ухудшатся отношения и с Азербайджаном и Турцией, а Россия к этому не готова”, – комментирует Степан Даниелян.
По словам эксперта, движение “Тавуш во имя родины” не прозападное и не пророссийское, это проармянское движение, направленное на защиту суверенитета Армении, и выстраивать внешнюю политику оно будет “исходя из интересов Армении, в зависимости от того, как себя будут вести Россия, Запад или США”.
Оба эксперта сходятся во мнении, что движение не аффилировано ни с какими политическими силами и возникло спонтанно, в ответ на образовавшийся в Армении кризис политической системы, и отсутствие каких-либо, приемлемых со стороны общества, имеющихся альтернатив. По их мнению, нельзя сказать, что движение “церковное” и возглавляется “духовенством”.
“Духовенством это не стоит называть. Движение возглавило не духовенство в целом, его возглавили некоторые из священников, причем интересно не только то, что это церковный деятель, а то, какой деятель. Это люди, на которых нет шлейфа обвинений в коррупции, нечестности, участия в какого-то рода схемах. Потому что политическая элита дискредитирована вся. Если раньше в Армении была дискредитации оппозиции, то сейчас дискредитированы и оппозиция, и власть. В политическом поле нет людей, которые могут возглавить такого рода протестную активность. Более того, политики пытаются прятать себя, потому что любое появление выраженного политического лидера протестов на площади уменьшит, а не увеличить количество митингующих. Поэтому должен был прийти кто-то вне политической тусовки”, – подчеркивает Искандарян.
По словам Даниеляна, инициатива принадлежит отцу Баграту, но после того, как многие присоединились к движению, “церкви не оставалось ничего, кроме как благословить это движение”.
Стоит отметить, что движение “Тавуш во имя Родины” было поддержано и политическим альянсом «Национально-демократический полюс» (Ազգային ժողովրդավարական բևեռ), имеющим выраженную прозападную идеологию.
“Правящая сила представляет ситуацию так, что все хорошее – это европа, и то, что делает правящая сила, например, передача территорий, уступка Азербайджану и т.д., это хорошо, а значит – по-европейски. И наоборот. Насколько серьезно в обществе воспринимается то, что отдавать территории, это есть проевропейское действие? Было бы странно, если бы это так воспринималось. В Тавуше явно мыслят другими категориями. Когда берут и отдают дома жителей Азербайджану, а эти жители знают, что дома, которые были отданы в Шурнухе, до сих пор не компенсированы, то они это вопсринимают негативно”, – отмечает Александр Искандарян.
Движение “Тавуш во имя родины” в начале своего шествия провозгласило, что не ставит цель смены власти в Армении, однако позже повестка движения изменилась, протестующие провозгласили требование начать процесс импичмента премьер-министра. Александр Искандарян объясняет, что процесс импичмента начать фактически невозможно, учитывая расклад сил в парламенте.
“В той ситуации, которая у нас сейчас в парламенте, набрать достаточное количество депутатов, даже для того, чтобы запустить прцесс импичмента, они не могут, а уж для того, чтобы его провести – это вообще несерьезно. Почему эта повестка возникла – потому что все понимают, что корень проблемы лежит в позиции властей. То, что происходит в Тавуше с передачей территорий, это решение Еревана. Этим вызвано появление дискурса о том, что виноваты власти и их надо снять”, – комментирует он.
Степан Даниелян в этой связи отмечает, что требования об импичменте премьер-министра появились в следствие наличия данного запроса у общества.
“Это повестка у тех людей, которые собрались на площади. Они заставили принять такую повестку. А у тех, кто возглавляет движение, такой повестки не было”.
Он отмечает, что у предводителя движения Баграта Галстаняна двойное гражданство, в связи с чем он не может быть кандидатом в премьер-министры Армении.
Несмотря на неоднозначные мнения вокруг движения, критики и эксперты признают тот факт, что это самые большие митинги в Армении после 2018 года.
“Это показатель того, что есть запрос на новый тип оппозиции, на новых людей, новую риторику. Это будет приводить к формированию совершенно другого отношения к власти в стране”, – отмечает Александр Искандарян.
“Ожидать политических изменений от такого рода акций сложно. Для того, чтобы этот протест превратился в реальный политический процесс, организованный в перспективе на смену власти с улицы, на улице должны стоять не 50 и даже не 100 000 людей, а 500 000, и стоять не три дня, а месяц или три месяца. Вот этого уровня дискредитации власти пока еще не произошло”, – добавляет он.
Александр Искандарян – политолог, проректор Кавказского института Средств массовой информации, директор Центра кавказских исследований, эксперт аналитического центра “Фонд Карнеги за международный мир”.
Степан Даниелян – политолог