В праздничные дни, а на днях армяне Ахалкалакского муниципалитета будут праздновать Пасху, в Ахалкалаки на улицах появляются столы и машины, где продаются и мясо, и рыба. Возобновляется уличная торговля.
Посреди улицы стоит стол, на нем лежит мясо кусками, чуть дальше собака смотрит на этот стол “изобилия” и не отходит от него. Чуть дальше такая же ситуация, стоит фургон, в котором опять же мясо. После зимы город утопает в пыли, дает о себе знать реагент, который высыпался на улицу, когда шел снег. Вся пыль ложится на продукты питания, мясо, рыбу, молочные продукты…
Такая ситуация наблюдается перед праздниками. Периодически местные власти берут ситуацию под контроль, но после ослабления контроля, на центральных улицах снова появляются продукты питания, в основном продают жители сел.
Мясной пассаж, который был рядом с аграрным рынком раньше, был приватизирован, а потом и переделан в магазинчики. Мясо в Ахалкалаки продаётся в нескольких отдельных магазинах, которых для ахалкалакского потребителя хватает. Но в праздничные дни, когда потребление мяса больше, чем обычно, спрос на этот продукт растёт, растёт и предложение. Фермеры из сёл режут скот и везут продавать в город, однако места, где бы они могли продать свой продукт, нет, поэтому на улицах появляются временные, кустарные прилавки. О бойнях, работа которых обязательна для дальнейшей продажи мяса, и слова нет. Бойня, которая была открыта в 2014 году с задействованием регламента об обязательном забое скота в скотобойнях, была закрыта, так как люди не водили скот на забой.
“Почему вы снимаете мясо? Придут и запретят продавать. Им же надо где-то продать свою продукцию”, – говорит житель, который заметил, что ведется фотосъемка.
На замечание, что “еда в пыли, кто купит”, житель добавил: “Им негде больше продавать, для сельхоз продукции нет места на рынке. А после того, как вы опубликуете фото, их отсюда выгонят”.
Проблема отсутствия рынка, где жители могут продать мясо, рыбу, молочные и другие продуты, актуальна в Ахалкалаки уже давно, как и то, что в Ахалкалаки очень сложно бороться с уличной торговлей.
“У нас есть право искоренить уличную торговлю. Что касается того, чтобы делали работу санитарно-эпидемического центра, мы этого не можем делать. Дело в том, что есть специальные условия, которыми занимается этот центр, то есть они могут свободно оштрафовать или не позволять продавать на улице. Так как это не соответствует законам. Рынок есть, там торговые места свободные, но туда не идут, потому что хотят бесплатно продавать, не тратя за место и копейки. Поэтому, как бы не реабилитировали и не обустраивали рынок, опять поступают, как они хотят. Поэтому будет лучше, если санитарно-эпидемический центр, тем более на мясные или молочные продукты, начнёт штрафовать их, чтобы они поняли”, – говорит начальник Службы инфраструктуры, архитектуры и территориального планирования Ара Мовсисян.
Действенный в других странах и городах метод – штраф – здесь избегается внедрять, так как город, район маленький, все друг друга знают, а впереди еще и предстоят выборы в парламент.