В армянском информационном поле активно обсуждается вопрос “передачи” 4-х сел Азербайджану в рамках делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. В то время как проблема обросла полярно разными трактовками в различных источниках, информационный шум и дезинформация затрудняют восприятие проблемы для простого обывателя. Jnews побеседовал с политологом, директором Института Кавказа Александром Искандаряном о том, о каких селах идет речь и к каким последствиям это может привести.
– Какие именно села требует Азербайджан и какие условия предлагает?
– На самом деле, никаких переговоров по этому поводу не идет. Фактически то, что выставляет Азербайджан, это ультиматумы. В общей сложности, речь идет о 8 селах [Баганис Айрым, Ашагы Аскипара (Неркин Воскепар), Хейримлы и Гызылгаджылы, Юхары Аскипара (армянское название: Верин Воскепар), Софулу, Бархударлу в Тавушской области Армении, а также Кярки (армянское название: Тигранашен) в Араратской области – ред.].
Это те села, которые в советское время принадлежали Азербайджану. В советское время была административная граница и территории могли переходить туда-сюда, потому что один колхоз решил передать другому, этот колхоз был на территории армянской ССР, а этот – на территории азербайджанской ССР. Все было довольно сложно. Чтобы с этим разбираться, по идее, надо заниматься по серьезному делимитацией и демаркацией границы. На это Азербайджан не идет. Он требует просто определённые территории.
4 из этих сел [Баганис Айрым, Ашагы Аскипара (Неркин Воскепар), Хейримлы и Гызылгаджылы – ред.] находятся в Тавуше, на границе с Азербайджаном. Там есть участки, которые находятся под управлением Армении, но принадлежали Азербайджану, и есть наоборот, которые находятся под управлением Азербайджана, но принадлежат Армении.
Эти села – неэксклавные, если смотреть по карте, то есть они соединятся дорогой с Азербайджаном. В реальности никаких сел нет, там не живут люди, эти села разрушены, но на эти территории Азербайджан претендует.
– В чем заключается позиция властей Армении по этому вопросу?
– Идея Пашиняна – эти 4 села, которые в Тавуше, передать Азербайджану безусловно. В обмен на это Армения не требует у Азербайджана каких-нибудь аналогичных территорий, которые на территории Азербайжана находятся, а принадлежат Армении.
Азербайджан требует все территории, которые ему принадлежали якобы по советскому законодательству, а отдавать при этом точно такие же территории, которые контролируются им, не собирается. А к этим территориям относится Арцвашен, а также порядка 200 кв/км, которые были захвачены уже сейчас, после Карабахской войны. И эти территории они отдавать не собираются.
По идее Пашияна, речь идет о начале делимитации с этих территорий, но в реальности это будет выглядеть как односторонняя уступка.
– Пашинян высказывался о том, что Армения в обмен потребует свое 31 село. Насколько это реалистично?
– Я не думаю, что на сегодняшний день мы можем что-либо требовать.
По уму, нужно было бы создавать комиссию, садиться и заниматься делимитацией, демаркацией, как в случае Армении с Грузией, как у Грузии с Азербайджаном. Но этого не делается.
– Почему не создается комиссия и этот процесс не происходит в конструктивном русле?
– Потому что Азербайджану не нужен мир. Ему нужна как можно более ослабленная Армения. Любой анклав или эксклав – это забота. Это надо обустроить, решить на карте, огромное количество вещей нужно решать. Там будут жить люди ли нет? Если да, то откуда они будут получать газ, воду и т.д.? С территории Армении? А если с территории Азербайджана, то через какие трритории, каким образом? И так далее. Все эти вопросы решаются в переговорном процессе, если это нормально решается. В режиме конкретного сотрудничества армянских и азербайджанских экспертов. Это очень сложный процесс. Предположим, у Армении с Грузией этот процесс идет уже 30 лет. Примерно 2/3 границы делимитировали. Это при условии нормальных благопристойных отношений между странами. У Грузии с Арменией нормальные отношения. У Грузии с Азербайджаном этот процесс идет, там хуже, потому что там есть Давид Гареджи, этот вопрос никак не решается. А тут видимо предполагается, что это можно сделать нахрапом за месяц, а так не получается. Но на такой процесс – нормальной делимитации – Азербайджан не идет. И поэтому официальный Ереван считает, что проблему можно таким образом решить, все спорные территории отдать, а потом приступать к переговорам.
– Какие последствия будет иметь передача перечисленных сел для Армении?
– Плохие, потому что исчезнут некоторые дороги, придется новые строить. Другие территории менее удобные, то есть дороги придется строить через горы. Причем это дороги, которые ведут из Армении в Грузию. Стратегически это будет иметь значение, потмоу что те территории, которые Азербайджан захватил и контролирует, они обычно строят там какие-то военные объекты, подводят дороги и т.д. В любом случае это будет очень близко к дороге. Так что и стратеически и экономически это не выгодно.