Материал нашего партнера JAM News
Грузинский банк BOGG (Bank of Georgia Group) объявил о покупке Америабанка за 303,6 млн долларов. Америабанк является одним из крупнейших банков, действующих в Армении. Его совладельцем является бизнесмен и меценат Рубен Варданян, находящийся в настоящее время в азербайджанской тюрьме. Он был задержан в сентябре 2023 года при выезде из Нагорного Карабаха. Это были дни, когда все армянское население переезжало в Армению после военной операции ВС Азербайджана.
«Рубен Варданян не имеет никакого отношения к возможной продаже банка», — так прокомментировал информацию о возможной сделке Месроп Аракелян, который в прошлом был советником Варданяна.
Это заявление было сделано в связи с тем, что в Армении активно обсуждается вероятность давления на армянского миллиардера, оказавшегося в азербайджанской тюрьме.
Политический обозреватель Акоп Бадалян, однако, подошел к вопросу с другой точки зрения. Он поднял вопрос, не стоит ли за этой сделкой большая политика. «Большие деньги не существуют вне большой политики», — считает он.
Bank of Georgia Group — международная финансовая компания, зарегистрированная в Великобритании. Ее акции котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE). Среди его акционеров крупнейшие финансовые организации мира, в том числе JP Morgan, BlackRock, Vanguard Group, Schroders, Norges Bank Investment Management и другие.
Управление финансового надзора Великобритании (Financial Conduct Authority) утвердило циркуляр по этой сделке:
«В качестве следующего шага сделку должны одобрить общие собрания акционеров сторон, а также регулирующие органы, в том числе Центральный банк Армении».
Сообщается, что Bank of Georgia намерен провести ребрендинг своего приобретения. Из Америабанка сообщают, что рассматривают возможную сделку как «один из путей своего долгосрочного развития»:
«После успешного завершения процесса Америабанк станет членом финансовой группы, котирующейся на международном рынке, и получит доступ к мировым финансовым рынкам для привлечения капитала и инвестиций».
Известно также, что по соглашению сторон грузинский банк выкупит 90 процентов акций Америабанка, Европейский банк реконструкции и развития сохранит за собой 10 процентов акций.
Бывший советник Варданяна сообщил на своей странице в Facebook, что бизнесмен давно уже не занимается управлением банка и даже вышел из совета банка.
«Рубен Варданян лично не является и акционером Америабанка. 48,8 процента акций Варданяна переданы компании Imast Group (CY) Limited».
Месроп Аракелян подчеркнул также, что ни один акционер не имеет права единолично принимать решения по таким вопросам. А обсуждение возможной продажи банка началось еще в 2022 году.
Он напомнил и о том, что «возможная сделка по продаже банка должна получить одобрение государственных органов Республики Армения».
Политический обозреватель Акоп Бадалян, комментируя нашумевшую новость о продаже Америабанка, говорит о двух обстоятельствах, которые привлекли внимание общества:
«Основанием для этих подозрений стало то, что в Грузии в целом достаточно велико турецкое и азербайджанское экономическое присутствие. Однако фактических данных, подтверждающих подобные подозрения, по крайней мере, на данный момент нет», — сообщает Акоп Бадалян.
Однако, по мнению политического обозревателя, сделка имеет большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Напоминая о том, что недавно о решении покинуть Армению заявил один из крупнейших британских банков HSBC, Бадалян задается вопросом, не возникает ли ситуация замены одного «крупного британского капитала» другим.
Получается, что один британский банк уходит из Армении, но на рынке появляется Bank of Georgia, имеющий британскую регистрацию и входящий в крупный финансовый холдинг, говорит эксперт.
Обозреватель обращает внимание и на то, что о крупной армяно-грузинской коммерческой сделке стало известно после подписания декларации о стратегическом сотрудничестве между Арменией и Грузией:
«Конечно, нет никаких обстоятельств, которые могли бы указывать на то, что частная межбанковская сделка была каким-либо образом связана с декларацией о межгосударственном стратегическом сотрудничестве. Однако фон примечательный и символичный».