Рубль обваливается, а страдает “хопанчи”


Экономически зависимый от российского рубля Джавахети остается в нестабльном положении уже на протяжении больше года. “Хопанчи” – люди, выезжающие на зароботки в Россию, отправляют семьям свой заработок в рублях, а те, в свою очередь, не спешат обменивать полученные рубли на лари из-за крайне невыгодного курса.

Около 60%-70% работоспособного мужского населения Джавахети ежегодно выезжает в Россию на заработки. Мужчины проводят за границей 8-9 месяцев в году, отправляя семьям заработанные деньги. Однако с началом войны в Украине привычный уклад жизни хопанчи изменился. Вместо привычных 40 и более лари за 1000 рублей, курс обвалился до 27-28 лари за 1000 рублей и держится на таком уровне почти год. По состоянию на 22 января 2024 года, курс в частных обменных пунктах Ахалкалаки составляет 27,5 лари за 1000 р.

В ноябре 2023 года – в сезон, когда многие хопанчи возвращаются домой с заработков, мы писали о том, что жители Ахалкалаки из-за невыгодного курса отложили заработанные рубли в долгий ящик и стали брать кредиты в лари, чтобы прокормить свои семьи, в надежде, что курс когда-нибудь вернется на свою “нормальную” отметку. Однако некоторые жители вынужденно обменивают рубли, несмотря на курс, не имея иного выхода.

Самвел – житель одного из сел Ахалкалаки – вернулся с заработков в конце ноября и скоро вновь уезжает. Он поехал в “хопан” для того, чтобы закрыть кредит, и поэтому все заработанные рубли всегда вынужденно обменивал на лари, несмотря на курс.

“Когда я приехал, все что привез тоже обменяли, так как нужно было, деньги были нужны, несмотря на курс. Это единственный выход, у нас есть кредит, надо его закрыть. Поэтому я скоро вновь уеду”, – комментирует он.

Из знакомых Самвела только некоторые сохранили рубли – это те, у кого еще были лари, но, как он говорит, “в итоге и они поменяют, когда деньги закончатся”.

“У нас дома есть два пенсионера, а жена работает в садике, пол месяца живем на эти доходы, а другие пол месяца вынужденно меняем рубли. Меняем в самом вынужденном случае”, – комментирует житель Ахалкалаки, выезжающий на заработки, Артак.

По словам политолога-экономиста, эксперта GSAC Валерия Чечелашвили, ожидать роста российской экономики, и, в частности, нормализации курса рубля, не стоит.

“Российская экономика попала в очень сложную ситуацию сейчас, потому что очень большим бременем на нее ложатся расходы, связанные с войной, которую она развязала против Украины. Разгоняется инфляция, потому что вкладываются очень большие деньги в военно-промышленный комплекс. Инфляцию пытается подавить ЦБ России, и поэтому он поднимает ключевую ставку, сегодня она составляет 16% и, говорят, что повысится до 20%. Для сравнения, в Грузии она составляет 10%, в США – 4,5%, а в ЕС – 5,5%”.

По его словам, то, что сегодня показывается как рост российской экономики, это только за счет военно-промышленного комплекса, в то время как в гражданских отраслях промышленности происходит спад производства.

“Исходя из этого ЦБ принимает очень жесткие меры, вплоть до того, что в серьёзных экспортно-ориентированных компаниях вводятся такие понятия, как валютные комиссары. Они следят за тем, сколько каких доходов получает компания, и заставляют эти валютные расходы привносить в страну и продавать. Кроме того, жесткое регулирование возникает в связи с тем, что ЦБ по своему усмотрению кого-то допускает на валютный рынок, а кого-то выгоняет”, – комментирует эксперт.

Таким образом, как отмечает Чечелашвили, рубль перестает быть свободно конвертируемой валютой. Его курс больше формируется на административных началах, а не на рыночных. При этом эксперт добавляет, что на текущей отметке курс будет удерживаться до выборов президента России, которые пройдут 17 марта этого года, после чего следует ожидать обвал курса рубля.

“До выборов административно будет сделано все, чтобы сдерживать падение рубля, потому что это пропаганда, “у нас все хорошо, стабильно, экономика выдержала”, это нужно для перевыборной риторики Путина. А когда 17 марта пройдут выбры, для того, чтобы покрыть дефицит бюджета, рубль отпустят, и он неизбежно придет к 180-200 рублям за доллар в течение примерно трех месяцев после выборов, а это где-то к лету”, – комментирует Валерий Чечелашвили.

По словам эксперта, обвал, который произойдет после выборов, зависит от 2 факторов – от инфляции и от необходимости покрыть дефицит российского бюджета.

“Нефтегазовые доходы России в прошлом году упали на 22%, а в этом году в бюджете заложен рост в 22%, эта вилка в 40% никоим образом не может быть перекрыта, кроме как если девальвировать рубль”.

Несмотря на то, что обвал рубля будет выгоден для бюджета и перекроет дефицит, он будет означать обнищание населения – повышение цен, понижение покупательной способности, доходов и так далее, считает эксперт.

“Естественно, ко всем остальным валютам тоже будет падение. Курс лари к рублю будет формироваться через кросс курс рубля к доллару. Если рубль будет падать к доллару, то будет падать к лари тоже. Соответственно, можно ожидать падение в 2 раза”, – заключает Чечелашвили.

Если в самой России рубли не конвертируют и основной заботой простого населения является только подорожание продуктов, то для “хопанчи” из Джавахети уже год, как основной проблемой остаётся курс лари к рублю.