Оппозиционный телеканал Formula сообщает, что по указанию СГБ Грузии (Служба госбезопасности) МВД Грузии незаконно следит за своими сотрудниками.
Согласно схеме, сотрудникам полиции, которые выступили против системы, угрожают, шантажируют и заставляют покинуть страну.
Бывшие полицейские в интервью телеканалу сообщили имена тех, кто является исполнителями подобных заданий. Среди них — дядя депутата парламента от «Грузинской мечты» Ираклия Заркуа Вахтанг Гогия, который является глава сельской администрации села Рике Зугдидского района.
Один из бывших полицейских Леван Гогия рассказал о том, как именно фальсифицируются результаты выборов в Зугдидском районе, а также о том, что незаконные действия его попросил совершить сам Вахтанг Гогия.
«Он принимал непосредственное участие в этих выборах и советовал мне пойти в штаб-квартиру. Вахтанг лично велел мне забрать у нескольких десятков человек их удостоверения личности и вернуть их после выборов. В случае отказа об этом сообщалось руководству», — рассказал бывший полицейский.
Гогия вспомнил и то, что он получал задания от своего начальства — ему поручали участвовать в фальсификации выборов в органы самоуправления 2021 года. Схема и в этом случае была та же — те избиратели, выбору которых «не доверяли», в день выборов должны были оставаться без удостоверений личности.
По словам Гогия, он должен был убедить граждан, которые поддерживали оппозицию, не делать выбор в их пользу. И если это не удавалось, их документы должны были оставаться в руках полицейских до окончания выборов.
«Начальник отдела Александр Дадешкелиани позвонил мне и сказал, чтобы я написал список моих родственников, близких и что в день выборов (на бланках) они должны были обвести (нужного кандидата) треугольником», — отмечает экс-сотрудник МВД Грузии.
После того, как Гогия отказался участвовать в фальсификации выборов, за ним началась слежка. В процессе был задействован глава службы мониторинга полиции Сенаки Лаша Векуа, который после выборов 2021 года был повышен в должности и переведен в Тбилиси.
Formula сообщает, что жилой дом в Зугдиди, указанный в декларации Векуа, является именно тем зданием, где были обнаружены выброшенные удостоверения личности во время выборов в органы самоуправления 2021 года. Гогия говорит, что после нескольких месяцев ежедневных преследований и оказания давления в декабре 2021 года в его адрес начались угрозы — его вызвал Каха Хасая, начальник полиции Самегрело-Земо Сванети.
«Мой телефонный разговор прослушивался в тот день, и как только я завершил его, глава полиции Акакий Хасая позвонил мне, спустя полчаса после беседы, и сказал: мы знаем о тебе все. И если сейчас не уйдешь, то отпустим тебя с «заключительной характеристикой», или арестуем. Я ему сказал, что ничего не делаю противозаконного, на что мне ответили, что мы все сделаем для того, чтобы тебя поймать — разве это проблема?!», —говорит Гогия.
Бывшие полицейские говорят, что система полностью контролируется Службой госбезопасности Грузии, и положительные или отрицательные рекомендации для каждого сотрудника поступают в МВД именно от СГБ.
«СГБ переданы определенные функции, и теперь они меньше думают о безопасности. Они думают о поддержании безопасности самой «Мечты» (партия власти «Грузинская мечта» — ред.). Служба государственной безопасности устанавливает протоколы для сотрудников, и это направляется в качестве директивы в подразделения МВД.
Напомним, в МВД Грузии сообщили, что с 2020 года по 1 сентября 2023 года ведомство покинули 7 332 сотрудника полиции. Утверждается, что полицейские уволились на основании собственого заявления.
В различных подразделениях министерства внутренних дел работает в общей сложности 40 000 человек. В последние годы систематически появляется информация о проблеме высокого оттока кадров из этого ведомства — часть бывших сотрудников правоохранительных органов эмигрирует.
В августе 2022 года пресс-служба МВД Грузии утверждала, что бывшие сотрудники говорят о проблемах в системе, поскольку это помогает им в получении убежища в других странах.
В феврале 2023 года глава МВД Грузии Вахтанг Гомелаури заявил в парламенте, что неправда то, «что наши полицейские покидают и разбегаются».