Материал нашего партнера JAM news
Около 60 процентов экономики Армении сосредоточены в столице. В Ереване больше проявляется положительный эффект от «шока, обусловленного потоком релокантов и притоком капитала из России». Так считает экономист Нарек Карапетян.
«В то же время неравномерное территориальное развитие по стране и распределение доходов –серьезная проблема. Плохая новость в том, что и у экономистов нет рецептов, как с этим бороться», — говорит он.
Эксперт проанализировал ситуацию в экономике страны, коснулся распределения рабочей силы в Ереване и регионах, инфляции, размеров зарплат, экономической активности в отдельных отраслях и ее причинах.
Индекс экономической активности Армении в январе-июле 2023 года увеличился на 10,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным, опубликованным статистическим комитетом
Индекс потребительских цен по сравнению с январем-июлем 2022 года вырос на 3,6%, а индекс цен промышленной продукции остался прежним.
Именно в столице открываются новые IT-компании, здесь же находятся важные организации финансовой сферы, которые и обеспечили значительный рост зарплат в прошлом году, говорит эксперт аналитического центра «Амберд» экономист Нарек Карапетян.
Он предупреждает, что разрыв между Ереваном и областями становится все глубже, но эксперты по-разному оценивают создавшуюся ситуацию:
«Часть считает, что в регионы следует больше вкладывать. Но есть и те, кто приводит контраргументы и множество примеров того, что крупные инвестиции обнулились, потому что области оказались непривлекательными для экономической деятельности».
Карапетян заявил, что правительству Армении «предстоит сложная домашняя работа», чтобы найти «верные рецепты» и добиться равномерного территориального распределения ресурсов.
По оценке эксперта, в этом году сельскохозяйственная продукция немного подешевела по сравнению с прошлым летом. Но цены в целом все же остаются на «высоком уровне, как и в 2019, 2020 и 2021 годах».
Основной сферой деятельности в регионах является сельское хозяйство, а также государственный сектор и промышленные предприятия, напоминает Карапетян. По его мнению, именно сельские жители сталкиваются с экономическими проблемами, обусловленными факторами региональной безопасности:
«Например, когда возникают проблемы с эксплуатацией Соткского рудника [который находится в приграничной с Азербайджаном зоне и подвергается обстрелам], это затрагивает именно области, людей, которые работают в Гегаркуникской м и Араратской областях, где перерабатывается сырье».
В случае возникновения логистических проблем на КПП «Верхний Ларс», единственной сухопутной дороге, соединяющей Армению с Россией, опять же страдают жители регионов, где производят и перерабатывают сельхозпродукцию.
Рост средней зарплаты обеспечил показатель по оплате новых сотрудников, появившихся в стране, и это «значительно подняло индекс», сообщил Нарек Карапетян. Говоря о «новых сотрудниках», он имеет в виду, в частности, ИТ-специалистов, переехавших в Армению из России:
«Речь идет о 10-15 тысячах работников, которые не являются резидентами. Их средняя зарплата составляет 1-2 миллиона драмов [около $2 600-5 200]».
Экономист замечает определенное снижение цен при рассмотрении показателей последних 12 месяцев. Но он подчеркивает, что следует учитывать и фактор «высокой планки» предыдущего года. Тогда цены, например, на сельскохозяйственную продукцию были беспрецедентно высокими:
«Цены продолжают оставаться на высоком уровне. Инфляция в сфере услуг также продолжается. По сравнению с прошлым годом у нас рост около четырех процентов».
Карапетян говорит, что Центральный банк не торопится снижать цены, хотя у него есть соответствующий инструментарий для этого:
«Совет ЦБ осторожно подходит к вопросу. В структуре считают, что причиной высоких цен является инфляционное давление все еще сохраняющегося спроса. Возможно, отдельные дефляционные явления обусловлены базовым фактором [имеет в виду беспрецедентно высокие цены предыдущих лет]».
Комментируя ситуацию в сфере промышленности, эксперт отмечает влияние «одного положительного и двух отрицательных шоков». Положительным он считает открытие новых российских рынков:
«Это рынки большого спроса. Некоторые промышленные организации работают сверх своих возможностей, чтобы воспользоваться этим спросом и получить дополнительные доходы, а также укрепить свое место на этих рынках в дальнейшем».
Но, учитывая тот факт, что речь идет об организациях-экспортерах, Карапетян тут же заявляет о «негативном шоке» в виде обменного курса:
«Он влияет на конкурентоспособность промышленных предприятий, особенно на европейских рынках. В прошлом году драм укрепился на 18 процентов по отношению к доллару и почти на 40 процентов по отношению к евро».
По его словам, другим негативным фактором стал «шок, который пережила горнодобывающая промышленность из-за снижения цен и колебаний валютного курса, а также ситуации в приграничных с Азербайджаном областях. В этой связи эксперт снова напоминает о событиях в Сотке.
Карапетян считает, что в определенных случаях, например, в обрабатывающей промышленности, очень важно вмешательство государства и проводимая им политика. В частности, экономист советует направлять определенные ресурсы в те сферы, которые имеют долгосрочное значение, в данном случае эксперт говорит об обрабатывающей промышленности.