120 тысяч человек, проживающих в Нагорном Карабахе, которые вот уже 8 месяцев находятся в блокаде, столкнулись с серьезными социально-экономическими вызовами и гуманитарным кризисом. Ситуация усложняется с каждым днем. Какова реакция армянского общества и армянских общин на все это, какие шаги предпринимаются в соседнем государстве – Грузии, как армянскими, так и грузинскими общественными организациями, и какова реакция и действия армянской диаспоры всего мира.
Ситуация в Нагорном Карабахе была рассмотрена Центром социальной справедливости Грузии в опубликованной 28 июля статье под следующим названием: «Гражданское общество Грузии реагирует на гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе», в которой политическое общество выражает свою солидарность и поддержку всем сторонам конфликта и пострадавшему от конфликта населению.
«Стороны должны воздерживаться от дальнейшей эскалации, воздерживаться от действий, которые нанесут еще больший ущерб и без того хрупкой переговорной среде, и защитить достоинство, права и безопасность пострадавших от конфликта.
Мы считаем, что в сложившейся ситуации на власти Азербайджана ложится особая ответственность по защите безопасности и прав армянского населения, проживающего в Нагорном Карабахе. То, как Азербайджан преодолеет этот вызов, повлияет на мир и отношения народов региона в целом», – отмечено в распространенном заявлении.
Ниже подписались несколько правозащитных грузинских организаций.
За карабахской проблемой активно следит президент «Армянской общественной платформы Грузии» Гиорги Тумасян, который направил открытое письмо заместителю генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и координатору чрезвычайной помощи Мартину Гриффитсу, а до этого – администратору USAID Саманте Пауэр. В своем письме Тумасян сослался на блокаду Нагорного Карабаха и обратился с призывом срочно доставить в Нагорный Карабах гуманитарную помощь.
На наш вопрос, получил ли он какую-либо реакцию на открытые письма, Гиорги ответил, что не ожидает личного ответа, а ждет их реакции на эти темы.
«Деятельность армянских неправительственных организаций, действующих в Грузии в связи с блокадой Нагорного Карабаха, я оцениваю как крайне негативную, поскольку большинство этих организаций не предпринимают никаких действий и даже не затрагивают эту тему на своих социальных страницах, что лишний раз показывает, что повестка этих организаций не армянская. Есть несколько организаций, которые активно работают над этим вопросом, и было бы хорошо, если бы остальные организации, называющие себя армянскими, действовали сообща.
Кроме того, все те организации, которые имеют государственное финансирование, вообще никак не реагируют на ситуацию в Нагорном Карабахе», – отметил Гиорги в своем ответе.
Относительно грузинских неправительственных организаций он отмечает, что некоторые из них выступили с заявлениями, но в целом этого недостаточно.
«Несмотря на заявления властей о том, что они хотят взять на себя роль посредника и способствовать решению вопроса, их действия доказывают обратное, их не интересует гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе и даже армянские депутаты не участвуют в этом процессе. Правительственные СМИ ни в каком формате не освещают гуманитарный кризис, с заявлениями выступают только оппозиционные неправительственные организации, но и оппозиционные телекомпании не освещают никаких новостей на эту тему».
Для того, чтобы понять, какова ситуация с реакцией в армянских общинах всего мира относительно ситуации в НК, Jnews побеседовал с Грантом Микаеляном, политологом, экономистом, старшим научным сотрудником Института Кавказа.
– Какова активность армянского общества в разных странах в том, чтобы говорить о блокаде Нагорного Карабаха и гуманитарной катастрофе или в реализации каких-либо шагов?
– С одной стороны, мы видим масштабную обеспокоенность в диаспоре и желание что-то сделать, но с другой стороны, мы не видим в достаточном количестве и степени действенных шагов, которые что-то изменят. Диаспора не реализует свой потенциал в этом вопросе, на это есть две причины: во-первых, диаспора в последние годы теряет свои способности и не в состоянии формулировать новые политические вопросы и цели, во-вторых, нет указаний со стороны РА на этот счет, а даже наоборот, нынешние власти Армении внедряют деструктивные движения в диаспору, т.е. создают свою предпочитаемую диаспору и противопоставляют ее старой или существующей диаспоре, и таким образом диаспора становится нефункциональной, что, конечно, очень радует Турцию.
– Каково отношение, подход и поведение армян, проживающих в РА, по этому вопросу?
– Отношение армян РА теоретически можно разделить на 2 части, сторонников действующей власти и их противников, и это отношение необходимо разделять по этим признакам, потому что позиция этих властей явно антиарцахская, а у оппонентов есть разные причины выступать против, но главная причина в любом случае это должен быть Арцах.
Но на удивление это не так, последние социальные опросы показывают, что критическое большинство сторонников действующей власти против азербайджанизации Арцаха и их позиция такова, что Арцах не может быть в составе Азербайджана, желательно в Армении, для многих не исключено, что и в составе России, для многих приемлем и независимый статус, во всяком случае, относительное большинство за объединение с Арменией.
Но мнения народа недостаточно для совершения какого-либо действия, и здесь уже оппозиция терпит неудачу, потому что не может превратить эти настроения в политическое действие.
К сожалению, консенсус армян по этому вопросу не переходит ни в какое действие, потому что нынешняя власть очень искусно отвлекает внимание населения в сторону различных проблем. Другими словами, проблема в том, что хотя у людей есть мнение, оно не воплощается в действия, потому что представители нынешней власти являются высококлассными профессионалами по управлению общественным мнением и политическими действиями.
– Армянское лобби во всем мире, например, достаточно активно и влиятельно в вопросе признания геноцида, но сейчас, похоже, в случае с Нагорным Карабахом этого не ощущается. Как вы думаете, есть ли предпосылки к тому, что будет общий подход и поведение по этому вопросу?
– В первую очередь важно понять, что такое армянское лобби, оно в основном имело влияние в США и это очень важно. Например, армяне в России имеют меньше влияния, у них больше финансово и культурно? Потому что в России авторитарная система, и изменить что-то снизу без согласия властей невозможно, а самая большая диаспора в России политически не настолько дееспособна.
В диаспоре Франции, как и США, нынешние власти ввели разделительные линии, взаимную ненависть, раскол, и это значительно снижает возможность действий. К армянской диаспоре в этих вопросах всегда присоединялась греческая и ассирийская диаспора и отчасти также, но не всегда, еврейская диаспора, без которых армянская диаспора объективно не может совершать каких-либо действий. Необходимо осознавать, что армянская диаспора мала и не имеет большой финансовой поддержки, да, по сравнению с Арменией, возможности существенно больше, но, например, в США она не самая богатая и не самая влиятельная и многолюдная, т.е. не стоит переоценивать возможности.
Что касается арцахского вопроса, то следует отметить, что, к сожалению, повестка геноцида также была погашена благодаря или же по причине нынешней действующей власти, и диаспора не может противостоять этому. Мы должны осознавать, что если какой-то вопрос не в интересах страны, то лобби там работать не будет, с другой стороны будут действия, если бы армянская диаспора могла действовать субъективно адекватно, но следуя повестке геноцида, армянской Диаспора не сформировала новую повестку дня за эти годы, я думаю, она вновь исходит из Армении.
Например, когда ряд стран признал Геноцид армян, могла бы сформироваться новая повестка дня: вопрос Арцаха и репатриации в Армению, эти вопросы не были объектом внимания диаспоры в той мере, в какой это должно было бы быть, и сейчас, принимая во внимание раскол, нет такой возможности сделать эти вопросы мишенью, хотя, если бы Армения поддержала ее организационно, Диаспора применила бы свой потенциал к действенным действиям.
– Многие неправительственные организации предпочитают хранить молчание и не говорить о сложившейся ситуации. По вашему мнению, какой подход нужен, что могут сделать армянские неправительственные организации, действующие за пределами Армении, может ли их совместная работа что-то изменить?
– Здесь есть две основные проблемы, во-первых, армянские организации, похоже, не в состоянии сформировать современную повестку дня, разработать стратегии, планы, это очень серьезная проблема и касается как Армении, так и Диаспоры, во-вторых, объединение – это тоже очень серьезная проблема, потому что имеется недоверие ко всем, имеющее множество объективных и субъективных причин.
Неспособность работать вместе приводит к тому, что каждый сталкивается с этими проблемами в одиночку. На данный момент в такой ситуации находится Арцах, но у нас есть много других случаев, например, мы можем сказать, что армянская община Грузии подвергалась давлению и притеснению в течение последних 100 лет, и эта проблема продолжается в последние 30 лет, в частности, пострадали также Джавахети, Цалка, Тифлис и больше ничего не было сделано ни Арменией, ни Диаспорой. Та же проблема у нас в случае с Арцахом, которая также политическая.
Основная проблема здесь в том, что армянский мир не научился действовать с адекватной единой и правильной повесткой дня, и это результат и этого конфликта в Арцахе, который выражается как на уровне организаций, так и в случае с основами социального объединения людей.