Почему ахалкалакский картофель не продаётся


В Ахалкалакском муниципалитете до сих пор на складах остается много прошлогоднего урожая картофеля. Фермеры в недоумении – выбросить его на свалку или еще возможно реализовать. Проблема с реализацией картофеля актуальна почти каждый год. Все идет к тому, что картофель земледельцев Ахалкалаки окажется на свалке, как было и в 2021 году. Jnews решил разобраться, почему так происходит.

Выбросить прошлогодний картофель не поднимается рука, потому что пока он не совсем испортился из-за холодной погоды. Посадка оставшегося картофеля нереальна, во-первых, надо иметь столько земли, во-вторых нужны возможности и средства для обработки, и никто не может быть уверенным, что новый урожай не удостоится той же участи.

Прошлогодний картофель остался почти во всех селах муниципалитета, в некоторых больше, в некоторых меньше. Фермеры Ахалкалаки и Ниноцминда причину этого видят в крупном импорте картофеля из России и Беларуси.

У Наири Мелтоняна из села Аластан есть 20 т прошлогоднего картофеля.

“Пока не выбросил, но дело идет к этому. Покупателей нет, везем в другие города, продаем за 25 тетри, расходы покроешь, ничего не остается. В соседних селах есть очень много картошки, дороги у нас плохие, и покупатели не приходили. Потом из России и Беларуси много картошки привезли, там был хороший урожай, нигде не могли они продавать его, вот и привезли в Грузию. Там было дешево. На рынках много импортного картофеля”, – сказал Наири Мелтонян.

По его словам, покупатели даже не заезжали в их село, у них не было возможности даже торговаться, несколько покупателей было в апреле и мае.

Фермеры говорят, что молодой картофель в этом году тоже дешевый из-за того, что в Джавахети много картофеля старого урожая.

Из-за этого некоторые фермеры решили сократить картофельные поля.

“Я в этом году очень мало посадил картошки, хотя у меня было много. Я думаю, не имеет смысла, будет та же ситуация, еще хуже. Или Турция будет нас “давить”, или Россия. А себестоимость у нас не будет ниже, потому что год за годом урожайность снижается, расходы увеличиваются. Только рабочая сила как подорожала в последние годы”, – говорит Наири Мелтонян.

Фермер Бабаджанян Енок причину того, что ахалкалакский картофель остался на складах, также называет большое количество импорта картофеля.

“У импортного картофеля вид красивый, но вкус нехороший. Привозили большими партиями. Действуют законы свободного рынка. Бизнесмены, как только видят, что цена дорожает, сразу начинают импортировать дешевый картофель из России. Нет контроля в этом процессе. Они по интернету заказывают, никуда не уходя, деньги переводят”, – говорит Енок Бабаджанян.

Такая же ситуация в соседнем Ниноцминдском муниципалитете.

У Мкртчяна из Гореловки осталось 4 т картофеля. У него столовый картофель, который не посадишь.

Экономист и эксперт по сельскому хозяйству Саломе Гелашвили говорит, что ахалкалакский картофель не продавался из-за высокой цены.

“Скорее всего, это можно объяснить в разнице цен, ваш картофель дороже импортного и это вызывает низкий спрос. Поэтому растет спрос на импортный картофель. Нужно фермерам как-нибудь снизить себестоимость. Даже если государство запретит импорт, то получается, люди пострадают, будут покупать дорогой картофель, будет проблема для большого количества людей. Это не выход из ситуации. Нужно поменять технологии, пересмотреть эту политику производства, чтобы уменьшить себестоимость. Цена – очень важный фактор”, – говорит Саломе Гелашвили.

Она считает, что в условиях свободной торговли самое оптимальное – это стараться конкурировать с импортом.

По словам Саломе Гелашвили, если картофель дорогой, то качество должно быть высокое, чтобы чем-то компенсировать повышенную цену.

“Если разницы в качестве нет, то это всегда проблема. И потом государство не решает, сколько импортировать. Это решают дистрибюторы, супермаркеты. Как только мы лимитируем импорт, сразу фермеры повышают цену. А картофель – такой продукт, что много употребляется”, – говорит Саломе Гелашвили.

Выход из ситуации она видит в объединении фермеров в Ассоциацию картофелеводов.

“Когда каждый сам по себе, очень трудно им, но при вступлении в Ассоциацию у фермеров должна быть надежда, что Ассоциация чем-то поможет ему”, – говорит эксперт.

Согласно статистике сайта geostat.ge в 2022 году Грузия импортировала картофель на сумму 4 108, 3 тысяча долларов США, в 2021 году 2 589,8 тысяча долларов, в 2020 году 3 565, 7 тысяча долларов, в 2019 году 2 439, 4 тысяча долларов, 2018 году 2 919,7 тысяча долларов.

Импорт картофеля 2023 года по месяцам:

Январь – 1 410, 8 тысяча долларов
Февраль – 1 154, 6 тысяча долларов
Март – 2 620,6 тысяча долларов
Апрель – 1928,3 тысяча долларов