28 мая, выступая на церемонии открытия ряда новых предприятий в Лачине и приветствуя азербайджанцев в городе, Алиев заявил, что армянское население Нагорного Карабаха должно “подчиняться законам Азербайджана [и] быть лояльными и нормальными гражданами Азербайджана”.
Заявив, что “мечте Нагорного Карабаха о независимости” пришел конец, Алиев призвал регион распустить свой парламент. “Как будто там есть “парламент”, — добавил Алиев, – как будто там есть президент, как будто там есть министр – все это забавно”.
Он добавил, что, пока Азербайджан проявлял “терпение”, страна была способна немедленно начать военные действия в регионе.
Алиев также заявил, что установка азербайджанского пограничного пункта пропуска на въезде в Лачинский коридор вблизи границы с Арменией 23 апреля “должна стать уроком” для армян Нагорного Карабаха.
Нагорный Карабах находится в блокаде с декабря прошлого года, когда группа азербайджанцев, называющих себя экоактивистами, заблокировала Лачинский коридор – единственную дорогу, соединяющую Нагорный Карабах с Арменией, — в знак протеста против незаконной добычи полезных ископаемых в этом районе.
Установка контрольно-пропускного пункта была нарушением соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года, которое предусматривало, что коридор должен перейти под контроль российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.
Баку утверждает, что армянскому населению Нагорного Карабаха разрешено свободно въезжать в Армению и выезжать из нее, в то время как Ереван обвиняет Баку в блокировании дороги и создании гуманитарного кризиса в регионе.
Далее президент Азербайджана заявил, что он готов предложить властям Степанакерта “амнистию”, если они откажутся от своих должностей и подадут заявление на получение азербайджанского гражданства.
“Либо они согнут шеи и придут сами, либо теперь все будет развиваться по-другому”, – сказал Алиев. “Если я говорю, что амнистия может быть одним из вариантов, они не должны упускать эту возможность. Они упустили много возможностей, целый ряд благоприятных моментов, и каждый раз, как они говорят, нам приходилось сбивать их с ног, чтобы привести в чувство”.
В понедельник вечером Министерство иностранных дел Армении осудило речь Алиева как “разжигающую войну” и “геноцидальную”.
“Об этом свидетельствуют слова президента Алиева о том, что, установив контроль над Лачинским коридором, Азербайджан нарушил связь между Нагорным Карабахом и Арменией. Более того, в том же контексте Азербайджан открыто угрожает провести этническую чистку, если армяне Нагорного Карабаха не “извлекут уроки” из блокады Лачинского коридора”, – говорится в заявлении министерства.
Министерство также обвинило Азербайджан в “подготовке почвы для очередных агрессивных действий против населения Нагорного Карабаха и лишении его права жить свободно, безопасно и с достоинством на своей родине”.
“Это не первый случай, когда Азербайджан выступает с угрозами в адрес народа Арцаха после трехстороннего объявления о прекращении огня, мы видели и продолжаем видеть проявления агрессии в виде локальных боевых операций, блокады, энергетического и другого давления”, – заявил пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха Лусине Аванесян.
“На этот раз президент Азербайджана выдвинул незаконные требования к избранным народом Арцаха властям”, – добавила Аванесян.
“Мы – более сильная сторона”
Алиев также заявил, что, хотя между Баку и Степанакертом в Нагорном Карабахе была проведена одна встреча после увольнения Рубена Варданяна, бывшего государственного министра Нагорного Карабаха, Степанакерт отклонил два последующих приглашения встретиться в Баку, и “третьего приглашения не будет”.
Установление каналов связи и гарантирование диалога между Баку и Степанакертом было ключевым предметом разногласий между Арменией и Азербайджаном на их мирных переговорах.
Несмотря на очевидный оптимизм Запада в отношении того, что между Ереваном и Баку вскоре может быть заключено мирное соглашение, Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян провели жаркий обмен мнениями на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве на прошлой неделе и не подписали никаких новых соглашений, несмотря на ожидания обратного.
Однако Алиев также заявил, что “нет серьезных препятствий на пути заключения мирного договора” в свете признания Арменией территориальной целостности Азербайджана. Алиев имел в виду высказывания премьер-министра Пашиняна от 22 мая, в которых он охарактеризовал территорию Азербайджана как включающую Нагорный Карабах.
На церемонии в Лачине Алиев заявил, что мирный договор с Арменией должен основываться на “международных условиях” и что должен быть установлен маршрут между Азербайджаном и Нахичеваном. “Зангезурский коридор”, предложенный Азербайджаном маршрут, который проходил бы через Армению, был предметом разногласий на переговорах Армении и Азербайджана.
Алиев также утверждал, что делимитация границы между двумя странами должна основываться на условиях Азербайджана, и продолжал утверждать, что Азербайджан одержал верх в продолжающихся мирных переговорах.
“Что бы там ни случилось, граница будет там, где мы говорим, что она должна быть. Они знают, что мы можем это сделать. Никто им не поможет, ни отставные французские полицейские из Европы, ни другие, ни кто-либо другой”, – сказал Алиев, очевидно, имея в виду мониторинговую миссию ЕС в Армении.
“Даже если мирный договор не будет подписан, мы будем жить комфортно и безопасно”.
В своем заявлении, опубликованном в понедельник, Министерство иностранных дел Армении также обвинило Азербайджан в угрозе оккупации армянской территории.
“Более того, [Алиев] подчеркнул, что даже присутствие мониторинговой миссии ЕС вдоль международной границы между Арменией и Азербайджаном не может остановить территориальные претензии Азербайджана к Армении”.
Вице-премьеры России, Армении и Азербайджана должны встретиться в Москве на следующей неделе, в то время как еще одна встреча между Пашиняном и Алиевым запланирована на 1 июня в Кишиневе, Молдова.
Для удобства чтения мы предпочитаем не использовать такие определения, как “де-факто”, “непризнанный” или “частично признанный” относительно институтов или политических позиций в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не подразумевает какой-либо позиции в отношении их статуса.
Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.