Армения и Грузия: разные экономические векторы


Разные внешнеэкономические векторы Армении и Грузии часто становятся поводом споров о том, мешает ли это развитию экономических отношений между этими странами, или наоборот они могут получить от этого взаимовыгоду.

В исследовании грузинского центра Policy and Management Consulting Group говорится, что вступление Армении в ЕАЭС негативно повлияло на бизнес-сферу, а также частично нарушило полноценное функционирование договора о зоне свободной торговли, подписанное двумя странами в 1998 году. Однако многие эксперты с этим не соглашаются.

Взаимоотношения Армении и Грузии носят стабильный и динамичный характер утверждает политолог Джони Меликян.

“Уже сегодня, в имеющихся реалиях: членство Армении в ЕврАзЭс и задействовании “Договора об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли Грузии с ЕС”, – стороны имеют все шансы, при условии серьезной, целенаправленной и скоординированной работы, получить максимальные выгоды от экономической интеграции друг друга”,- говорит он.

Товарооборот между Арменией и Грузией вырос за последний год на 32%. Согласно последним статистическим данным, за январь-октябрь 2016 года товарооборот составил 206 миллионов долларов. При этом доля армяно-грузинского товарооборота составляет 5,1% от общего внешнеторгового оборота Армении. По сравнению с 2015 годом, данный показатель вырос на 1%. За последний период вырос как импорт, так и экспорт из Армении в Грузию и наоборот. По данным Комитета статистики Грузии, грузино-армянский товарооборот в январе-ноябре 2016 года составил 7% от общей внешней торговли Грузии.

Товарооборот между Арменией и Грузией в 2014 году составил $156,3 млн., в 2015 году — $182,9 млн. (рост на 17%).

“При этом отмечу, что показатели экспорта из Армении в Грузию были значительно выше, нежели импорт из Грузии в Армению, что может быть связано как со вступлением Армении в ЕврАзЭС, так и увеличением в Армении совместных армяно-грузинских предприятий (или предприятий с грузинским капиталом), количество которых возросло до 180. Выгода грузинских бизнесменов от инвестиций в Армении – выход на 180-миллионный евразийский рынок, что очень важно для грузинских сельхозпроизводителей. Для Армении же Грузия – выход не только на рынок ЕврАзЭС, но и в Европу и далее”, – говорит Джони Меликян.

Между Арменией и Грузией действует диверсификационный экспорт. В Грузию из Армении поставляются сигареты, лекарства, мясные и молочные продукты, алкоголь, оберточная продукция, а вывозятся удобрения, алкогольные, безалкогольные и газированные напитки, минеральная вода, сельхозтовары.

Первый заместитель государственного министра Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Арчил Караулашвили объясняет разницу внешнеэкономических договоров Армении и Грузии.

“Грузия подписала договор о свободной торговле с Евросоюзом, а Армения с Евразийским союзом. Договор, подписанный Грузией, затрагивает не только тарифную политику, но и реформы, которые должны исполнить, чтобы уменьшить нетарифные барьеры. В случае с Арменией этот договор предусматривает тарифную политику с другими странами, в то же время, в отличае от договора Грузии, он предусматривает и общие тарифы. Это означает, что государства, которые участвуют, должны внести общие тарифы. Это означает, что Армения вынуждена будет проводить такую торговую политику с Грузией, которая соответстует этому договору. То есть внести те же тарифы, защищать те же товары, которые защищает Евразиатское сообщество”.

О рисках, которые имеются по части функционирования “Договора о зоне свободной торговли” от 1998 года, то по словам Джони Меликяна, уже после вступления Армении в организацию, после нескольких раундов армяно-грузинских консультаций на уровне экономических ведомств двух республик, была достигнута договорённость об установлении переходного периода длительностью в несколько лет.

“В течение которого стороны намерены работать при нулевых таможенных ставках, как и ранее. Однако, после должны быть совместно выработаны новые механизмы торговых взаимоотношений, которые сохранят действие договора. В то же время, для частного капитала из стран ЕврАзЭС, в большей части России, открывается возможность использования торговых приемуществ Армении, как во взаимодействии со странами ЕС, так и с Грузией”,- говорит Джони Меликян.

А также политолог считает, что после преодоления финансового кризиса в связи с внешними факторами, Грузия и Армения смогут увеличить товарооборот между странами. И, при условии сохранения действия “Договора о свободной торговле”, так как ожидается, что и новые перспективы армяно-иранских взаимоотношений также могут быть выгодны официальному Тбилиси.

Кристина Марабян