Материал нашего партнера JAM news
Глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, российское руководство и президент Путин утверждают, что Бахмут взят. Но украинские военные категорически это отрицают. Ситуация внутри города критическая, украинские защитники города сообщают о мощных шквалах артиллерийского огня и ковровых воздушных бомбардировках.
Битва за Бахмут продолжается почти год. И город стал как символом украинского сопротивления, так и решимости российских лидеров добиться победы. Почему так сложилась ситуация в этом ранее малоизвестном уголке восточной Украины, контроль над которым, по мнению большинства военных экспертов, не даст особых дивидендов ни одной стороне?
Первым о взятии города утром 21 мая сообщил Пригожин, затем появились заявления об «освобождении Бахмута» от министерства обороны России и Кремля.
«Владимир Путин поздравляет штурмовые отряды «Вагнер», а также всех военнослужащих подразделений ВС РФ, которые оказывали им необходимую поддержку и прикрытие флангов, с завершением операции по освобождению Артемовска. Все отличившиеся будут представлены к государственным наградам», — сообщила пресс-служба Кремля.
Президент Зеленский внес неясность, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции G7 в Хиросиме в Японии. Его формулировки, в том числе слова о том, что Бахмут «остается у нас в сердцах», дали многим основание считать это признанием сдачи города. Но затем Зеленский и его пресс-служба категорически заявили, что битва продолжается, украинские войска все еще находятся в городе, российскими войсками он не захвачен.
Зеленский публично сравнил Хиросиму с Бахмутом: «То, что произошло в Хиросиме и те разрушения, которые у нас — скажу открыто, фото разрушений Хиросимы напоминают мне Бахмут».
Представитель Восточной группировки войск ВСУ Сергей Череватый в комментарии «Суспільне» заявил, что украинским военным удается удерживать позиции в юго-западной части города, там идут тяжелые бои.
Череватый сказал, что украинская армия «пытается давить на флангах, не давать им покоя и по возможности контратаковать», и добавил: «Россия придает Бахмуту слишком много символического значения. Город уничтожен, никакой военной и даже политической пользы он им не несет».
О движении украинских войск на флангах написала в своем Telegram-канале и заместитель министра обороны Анна Маляр: «Наши войска взяли город в полуокружение, что дает нам возможность уничтожать врага. Наши защитники сохраняют контроль над промышленными и инфраструктурными объектами и частным сектором Бахмута в районе Самолет [Літак]».
«Битва за Бахмут еще не закончена», — заявил командующий сухопутными войсками Украины генерал Александр Сырской.
Город стоит в низине у гряды холмов, которые образуют для украинских сил естественный оборонительный рубеж. До войны Бахмут был важным транспортным узлом, но после ряда поражений, понесенных украинскими силами летом 2022 года, дороги через Бахмут потеряли свое значение для обороны.
«После ухода из Лисичанска и Северодонецка летом 2022 года украинские власти, видимо, решили, что больше не должны потерять ни одного города», — пишет издание «Медуза».
Впервые российские силы подошли к Бахмуту в начале августа 2022-го. Но до октября не предпринимали реальных попыток его штурмовать. Осенью туда подошли отряды наемников ЧВК Вагнера, и до декабря шли бои на окраинах города.
Но к концу года на этот участок фронта начали массово прибывать наемники из числа заключенных, и Вагнер осуществил несколько последовательных прорывов.
К 11 января был взят Соледар. В феврале 2023 года наемники ЧВК смогли обойти Бахмут уже с двух сторон — с запада и с севера.
Возникла реальная угроза окружения города.
Перед украинским командованием встал вопрос об отводе гарнизона из города. Но Киев сделал наоборот. К Бахмуту перебросили крупные резервы, и украинским силам удалось предотвратить окружение города.
Однако восстановить нормальное снабжение этой линии фронта не получилось и, соответственно, было невозможно увеличить и усилить группировку, оборонявшую город.
Украинские потери в Бахмуте были столь высоки, что, как следует из утечки документов Пентагона, США тогда советовали Украине покинуть город — что и Зеленский, и украинское военное руководство категорически отвергали даже как возможность.
Огромные потери и не менее большие проблемы со снабжением в это время несла ЧВК Вагнера. Однако захват Бахмута оказался важнейшей символической целью для самого Пригожина. — предположительно, он мог лично пообещать Путину взять город.
В итоге, несмотря на публичные жалобы Пригожина по поводу нехватки боеприпасов, в мае его артиллерия уничтожила несколько кварталов многоэтажек, откуда вели бой части ВСУ. В итоге украинские военные перешли оттуда в гаражи и на поля за чертой города.
И украинские, и российские военные не раз заявляли, что главной целью является не сам город, а возможность «перемолоть» и «истощить» силы противника. Кто в большей степени добился этой цели — в ходе войны проверить данные и ответить на этот вопрос невозможно.
Военные аналитики и некоторые украинские чиновники заявили, что их упорство в Бахмуте служит двум стратегическим целям, связанным с ожидаемым контрнаступлением: ослабление российских сил и вынуждение российских командиров перебрасывать войска с других участков фронта, ослабляя оборонительные позиции.
Теоретически — да.
В начале мая 2023 года ВСУ начали атаки по всей линии фронта вблизи Бахмута. К тому моменту эти районы покинули наемники ЧВК Вагнера, а сменившие их российские части быстро отступили.
Дороги в Бахмут были разблокированы. И хотя гарнизон обороны города к этому времени был оттуда практически вытеснен, наступление ВСУ сняло угрозу прорыва российских сил к важной точке Часовый Яр.
Кроме того, у российских сил теперь могут возникнуть большие проблемы в обороне. Если отряды ЧВК покинут Бахмут, как об этом заявляет Пригожин, отрезок фронта в несколько десятков километров нужно будет закрывать новыми резервами российской армии. Причем потребуются опытные войска: подразделения, сформированные из мобилизованных и «добровольцев», в последние недели показали себя нестойкими перед атаками ВСУ.
Впрочем, возможно, присутствие ЧВК Вагнера в этом районе все же сохранится — если разрешится ее старый конфликт с российским минобороны.
Судя по тому, что темпы украинского наступления сократились после первых успехов, сил, участвующих в них, недостаточно для прорыва российской обороны.
Вероятно, для успеха операции по окружению Бахмута украинское командование должно перебросить сюда дополнительные резервы. Но это ослабит наступательный потенциал ВСУ на других, более важных со стратегической точки зрения, направлениях.
Если ВСУ удастся освободить Бахмут, значение этой победы для Украины будет скорее символическим, нежели стратегическим. Так же, как и удержание города российскими силами.
Но символы крайне важны: они влияют на настроение войск и общества.