В Джавахети началась посадка картофеля. У многих картофелеводов прошлогодний картофель не реализован. Они не могут определиться, посадить оставшийся картофель или выбросить его на свалку.
Спрос и цена прошлогоднего картофеля менялись каждый месяц.
В октябре прошлого года цена на картофель достигла максимума. Фермеры, заметив, что есть тенденция повышения цен на картофель, не очень торопились продать. Продавали, в основном, те, у кого были долги, кредиты. Отказывались продавать даже за 1,50 лари. Проблемы с реализацией не было, цена за 1 кг картофеля колебалась, в зависимости от размера и качества, от 1,20 лари до 1,80 лари.
Высокая цена и спрос на картофель сохранилась в Джавахети до середины декабря.
На оптовых рынках больших городов цена упала в начале января 2023 года, покупателей на месте уже было немного и покупали по низким ценам. На оптовых рынках картофель продавался за 1-1,20 лари за кг.
В феврале в Ахалкалаки наблюдалась тенденция повышения цен и спроса перекупщиков. Цена картофеля поднялась на 20-30 тетри. Но спрос длился недолго, покупатели не доехали до далёких сёл.
С марта картофель не продается и упал в цене. В апреле наблюдалось лёгкое оживление среди перекупщиков.
Сейчас у фермеров осталось много картофеля, покупателей очень мало, некоторые фермеры согласны продать за любую цену.
Микаэл Петросян из села Хавет в отчаянии, не знает, что делать с урожаем картошки. Не может сам отвезти в большие города, а в село покупатели не приезжают.
“У меня 8 т картошки, не могу отвезти, за перевозку 1 кг картошки требуют 15 тетри, мне не выгодно, я не знаю, за сколько я смогу там продавать. Уже месяц вообще в наше село ни одна машина не приезжала. Вынужден посадить, не выбрасывать же. Дорога в наше село плохая, машины не приезжают”,- говорит Микаэл Петросян.
Сергей Апоян из села Сулда считает, что картошка у него осталась по его вине.
“Осенью не продал, ждал, что станет еще дороже. У меня 7-8 т картошки. Если раньше не соглашался из-за цены, то сейчас согласен на любую, уже смирился с ценой в 70-80 тетри. Не знаю, что буду делать. В Тбилиси тоже не продается, кто повез, привезли обратно”, – сказал Сергей Апоян.
Житель Кумурдо в этом году планировал посеять и ячмень, но на месте ячменя вынужден посадить картошку.
“4 т картошки у меня. В нашем селе очень много картошки. Но я за 70 тетри не продам. За одну пачку удобрений платил 74 лари. Посадил 1 га 20 сот, получил около 15 т картошки. Лучше я посажу, чем дешево отдам”, – сказал житель Кумурдо.
Житель Ниноцминды Айк в прошлом году посадил картошку на 4 га земли. Сейчас у него есть 20 т на продажу. Айк пока не знает, что будет делать, если не сможет продать.
“Мы ждем, что в Ахалкалаки продадут картошку, и покупатели, наконец, приедут в наш муниципалитет. Пока там есть, к нам не приходят. Но я и не хочу дешево продавать”, – говорит Айк.
По его словам, в этом году в Грузию импортировали очень много картошки, особенно из России.
Согласно аналитикам EastFruit, производство картофеля в ключевом регионе Грузии Самцхе-Джавахети в прошлом году было очень низким. Основной причиной падения урожайности стали неблагоприятные погодные условия, что привело к скачку цен на картофель. Учитывая высокий местный спрос и плохой урожай, и для дальнейшего предотвращения роста цены на картофель Грузия начала импортировать столовую картошку осенью 2022 года, разрыв между запасами и спросом заполнялся за счет импортного картофеля.
Согласно статистике в этом году в Грузию было импортировано самое большое количество картофеля как семенного, так и столового.