В Ахалкалакском и в Ниноцминдском муниципалитетах много сел, жители которых больше занимаются животноводством, чем земледелием. Большинство этих людей сдают молоко, не обрабатывают. Почему они предпочитают сдавать молоко, почему сами не перерабатывают свой первичный продукт Jnews попытался разобраться, пообщавшись с животноводами из разных сёл Джавахети.
В Джавахети есть села, которые занимаются в основном животноводством. Это в основном приграничные сёла, где мало пахотных земель и больше пастбищ. Хотя жители сел Ахалкалакского и Ниноцминдского муниципалитетов не довольны ценой молока, по которой они сдают его для перерабатывающих производств, они всё же предпочитают сдавать молоко, а не перерабатывать его.
Цена молока за последние годы повысилась и на данный момент составляет 1.80 лари за литр.
Григор Аветисян из села Бозали Ахалкалакского муниципалитета содержит 12 коров. Молоко сдает литр за 1,80 лари. Он считает, что цена низкая, должно быть не менее 2 лари за литр, чтобы было выгодно.
“Выгоднее самому молоко обрабатывать. Но потом возникает проблема с реализацией. На месте много сыра не продашь, нужно вывезти в большие города. Выгодно, потому что продаешь сыр 1 кг за 18 лари, сыворотка остается тебе, потом ею кормишь скот”,- говорит Григор Аветисян.
Эзек Марабян тоже считает цену на молоко низкой, но на переработку тоже надо немало тратиться.
“У нас в селе нет природного газа, для готовки сыра потребуется один баллон газа, нужно поехать в город на заправку баллона, дорого обходится. Для меня выгодно сдавать молоко”, – говорит Эзек Марабян.
В Ниноцминдском муниципалитете больше сел, где в основном занимаются животноводством, чем в Ахалкалакском, так как пахотных земель у них мало. Гореловка – одно из таких сел, где единственное средство для поддержания существования – это животноводство. Молоко сельчане сдают производителям молочных продуктов.
Мнацакан Бабаджанян из села Гореловка содержит 10 коров. По его словам, содержание этих коров обходится дорого, но за неимением возможностей реализации своего переработанного продукта он сдаёт молоко за 1,8 лари.
Гоча Абуладзе держит 7 коров. Он также не считает целесообразным искать рынки сбыта.
“Нужно найти рынок, а они уже нашли”, – говорит он.
В селе Гореловка 5-6 производителей сыра и молочных продуктов. Для поставщиков молока эти заводы создали удобные условия в виде досрочной оплаты.
“Мы заранее берем деньги, вот и зависим от них, мы сами виноваты, но и по-другому не можем, в семье то больные, то нужно посадить картошку, покупать удобрение, собирать, всегда нужны деньги. У нас другой работы нет, пока один долг покрываем, берем другой. Мы сено тоже покупаем, оно тоже дорожает каждый год, у нас пастбищ очень мало”, – говорит Мкртчян Шакро.
Гурген Алванджян содержит 12 коров. Он не хочет сдавать молоко, пытался сам его перерабатывать. По его словам, на рынке ему не разрешили продавать сыр, находя разные причины.
Сыр стоит 18 лари за 1 кг. Все сельчане утверждают, что изготовление сыра выгоднее, чем сдача молока производителям. Но кто-то не может найти рынок сбыта, кому-то переработка обходится дорого, потому что он не имеет природного газа, а также по другим причинам они продолжают сдавать молоко… А частные покупатели молока, в зависимости от сезона, покупают молоко за 2 или 3 лари.