Сложная семейная жизнь, удочерение и одинокая старость – во всём этом бабушка Нина винит только себя, но из всего этого получила главный урок жизни.

Бабушку Нину мы встретили, когда она шла в магазин, под рукой держа сумку. 80-летняя Петросян Нина живет на окраине села Тотхам, почти на въезде в село Корх. Показывая дорогу к ее дому, она указывает на одиноко стоящий дом с красной крышей, у которого стоят три дерева.

Дизайн без названия - 1

Во дворе туда сюда ходят петух с курицами, бабушка посетовала, что забыла запереть их. “Половину унесли ласки, ничего живого не оставляют”.

Заходишь сразу на кухню, где на бетонном полу шкафы и разная утварь, среди старой мебели стоит серая стиральная машина. После кухни одна комната, из которой выходишь в другую. В первой комнате стоит печка для дров, стол, телевизор и кровать. В этих четырех стенах, в одиночестве проводит все свое время пожилая женщина.

Петросян Нина родилась в год, когда началась Великая Отечественная война, в 1941 году. Как она говорит, родившись в год войны, жизнь она тоже прожила воюя. Родилась бабушка Нина в селе Хорениа Ахалкалаки. Как она рассказывает, только окончила 7 класс и вышла замуж, толком ничего не понимая.

“Меня обманом уговорили замуж выйти. Все потом узнала. Узнала, что он отсидевший был, за что, не знаю, то ли своровал что-то, то ли за что-то другое. Знала бы, замуж за него не пошла. Свадьбу справили сразу же. Привел в жены, 4 месяца прожили вместе. Потом в армию забрали. После армии вернулся и потом еще сел в тюрьму на 5 лет, у него условный срок был, ударил милиционера, и его посадили. Он тогда сказал, чтобы я ушла, так как ему сидеть было 5 лет. Но я ему ответила, что нет, я его любила. После тюрьмы вернулся и начал обращаться со мной еще хуже. Страшно ревновал, называл гулящей. Избивал и меня, и свекровь. В молодости очень красивой была, фотографии не осталось, муж все разорвал, даже на надгробный камень нечего выбить, вот такой он был”, – рассказывает она.

Ее муж умер в 60 лет, перед этим продав все, что было у бабушки Нины, включая золото.

“Все золото, все продал, пропил. Говорил, что все продаст, чтобы мне ничего не осталось”.

Еще одной болью Нины Петросян было то, что детей у них с мужем Жожиком не было.

“Муж был бесплоден, тогда я ему предложила ребенка усыновить. Он не хотел. Он заставлял меня работать, отвозил все, что есть, картошку и все остальное продавал, пропивал и гулял себе. Из хопана разных гулящих женщин привозил. Мы расходились, потом сходились. Я тогда еще должна была решить свою судьбу. Уже поздно обо всем жалеть, я сама виновата”.

Дизайн без названия - 1

Но в начале 80-ых они все же решились на усыновление.

“Поехали в Украину, в Симферополь, и там удочерили девочку. Она говорила по-русски, не знаю, какой национальности была. Ей сейчас 40 лет, а когда удочерили ей было 2-3 года. Она очень умная девочка. Замужем за армянина из Вале, у нее трое детей. Она приезжает, но не часто. Далеко живет и своих хлопот хватает. Она всегда знала, что мы ее удочерили. Муж не давал повода об этом забыть, всегда кричал, что я ей не мать”.

Кроме дочери родственники у бабушки есть, старшая сестра в Хашури, младшая сестра в Хорениа и многочисленная родня от 6 сестер и 2 братьев, но у каждого свои заботы и хлопоты.

Дизайн без названия - 1

Несмотря на свой возраст и прожитую полную боли жизнь, бабушка Нина не потеряла задор и жизнелюбие. Однако все же есть проблемы, которые она не в силах решать.

“Боюсь куда-либо ехать, ко мне воры зашли, украли деньги, хранила 500 лари, с пенсии собирала, пылесос украли, 2-3 ведра зерна унесли, два баллона для газа и по мелочи – это было до нового года. Я подозреваю нескольких людей, но я за руку не ловила, кого могу обвинить. Обращалась в полицию, позвали участкового, он сказал, что ищут. Что они ищут? Обращалась и к специалисту села, нет результата”.

Зимой отопление обеспечивается печкой для дров, хотя у нее проведен газ, бабушка Нина призналась, что боится поставить газовую печку. Еще одной проблемой для нее является вода, точнее отсутствие воды. Хотя в этом селе и так проблемы с водой, у бабушки Нины вода с недавних пор замерзла.

“У меня дома вода была, купила машину стиральную, новую.  А теперь воды нет и она не работает. Специалист пришел как-то, сказал, чтобы я меньше воду пускала, я так и сделала, вот и замерзла вода, уже 3 месяца воды нет. Что делать? С кого требовать? Это все моя вина”,- говорит Нина Петросян.

К своим 80 годам жительница Тотхама пришла к определенным выводам.

“Я вырастила дочь, подвергаясь избиениям.  Я ее любила.  Очень сожалею, что жизнь так сложилась. Пожалела, что не развелась, боялась. Не зря же говорят, пол дела – риск. Больше ничего изменить нельзя. Каждый должен своей жизнью распоряжаться. Я этого сделать не смогла”.