В Ахалкалаки перебралась пожить интернациональная пара: грузинка и словак. Что их привлекло в маленький, провинциальный город, что их тут заинтересовало и удивило и многое другое в материале Jnews.
Несмотря на, то что Ахалкалаки не считается популярным для релокантов городом, всё же здесь можно иногда заметить приезжих, решивших тут пожить. Город настолько маленький, что про “новых” людей становится известно за считанные часы. Томаш и Тамта приехали в Ахалкалаки на месяц. Томаш – кавказовед из Словакии, Тамта – фотограф из Тбилиси.
Томаш Баранец приехал в Грузию по обмену в университет им. Джавахишвили, тогда он познакомился с Тамтой. Однако вскоре он уехал в Чехию, чтобы закончить обучение.
“Затем я вернулся за Тамтой, тогда приехал как волонтер. Работал в Гори. Затем взял Тамту волонтером в Словакию. Она в другом городе жила. Мы поженились и Тамта переехала в Братиславу. Несколько лет жили в Словакии. Работали, чтобы собрать деньги на фото-оборудование. Три года, как минимум, нам понадобилось для этого. А когда родился сын, началась пандемия, и мы застряли в Словакии, тогда мы решили, что пока сын еще маленький и ему не надо в школу, можно пожить в Грузии, чтобы он выучил язык, а мы поработали”, – говорит Томаш Баранец.
Пара снимает в Грузии квартиры на определенный срок, хотя, как они признаются, это всегда связано с проблемами. Особенно все усложнилось с приездом огромного количества релокантов из России, беженцев из Украины.
“Мы приехали до начала войны, тогда и цены на съем квартир были намного ниже. Но нам никогда не везло с квартирами. Так как во многих из них бегали мыши и тараканы. Потом переехали в квартиру в Гори. Квартира была идеальная, но полтора месяца назад нам сказали, что они хотят продать квартиру и нам необходимо его освободить. Мы решили пожить в другом регионе. Изначально думали про Кахети и Самегрело, было несколько вариантов, в том числе Ахалкалаки. Потому что во всех этих регионах есть, чем заняться. Но удалось найти квартиру в Ахалкалаки, так что решили приехать в Джавахети, – рассказывает Тамта, добавляя – Все говорили: «куда вы едете, зачем?». Потому что само место иногда так выглядит, что пугает. Я родилась в Тбилиси, но когда приехала в Тхибули, честно сказать, не знала, что в некоторых регионах нет даже воды для питья или воду дают по графику. Честно сказать, я не знала какие проблемы есть в регионах. А проблемных регионов оказалось много”.
Пара только приехала в Ахалкалаки, но уже столкнулась с проблемой, которая едина для многих регионов Грузии – бездомные собаки.
“То, что в Панкиси мне нравится – это то, что там нет бродячих собак. Ты можешь спокойно гулять, посмотреть все, а здесь в Ахалкалаки, в Тбилиси, и в Гори, в принципе везде просто ты боишься, что тебя укусят. Они (ред. – кистинцы), как мусульмане, держат только собак породы овчарка, и у них просто нет бездомных собак. Все эти собаки привязаны, они не бегают по населенным пунктам. Для меня это очень большой комфорт. Вот вчера мы шли, и, вдруг, собака начала лаять”, – рассказывает Тамта.
Приезд Томаша и Тамты имел целью также сломать некоторые стереотипы.
“Когда мои знакомые узнавали, что мы решили приехать сюда (ред. – Ахалкалаки), все говорили, что не надо туда ехать, там опасно, впрочем, как и в Панкиси, когда ехали. Надо показать, что нет, не опасно. Это уже не времена Шеварднадзе, чтобы отовсюду люди видели опасность. Что люди с дубинками не стоят. Здесь я в первый раз, и мне, честно говоря, очень нравится. (…) В Джавахети мы с таким настроем ехали, что регион именно не туристический, для меня как для кавказолога и для жены как фотографа, есть что найти, есть что взять. Показать другим. Это нас заинтриговало. Есть возможность сделать хорошую работу здесь”, – говорит Томаш Баранец.
Первое впечатление от Ахалкалаки у Тамты позитивное. Она ожидает, что по-другому будет видеть регион, так как здесь другие люди, другая природа. А Томаш хоть и давно, но бывал в Джавахети, более или менее знаком с регионом.
“Меня трудно шокировать, потому что я в эту страну еду уже 12 лет. Но был лет 10 назад в Ниноцминде. Первые впечатления, которые были для иностранца, который много жил и путешествовал по Грузии – это конечно то, что природа уже другая, на Армению похожа. Окружающая среда формирует людей, формирует характер, формирует эстетику. Маленькие вещи, которые мы сразу не замечаем, а замечаем их подсознательно. Для меня первое впечатление, того, чего уже видел, но сейчас вижу уже в другом контексте. Это какая-то грузинская Армения. Почему нам интересны приграничные регионы, и почему мы на них сфокусированы, там где встречаются эти культуры, нам не интересны границы географические”, – говорит Томаш.