Политолог Гия Нодия предложил свое объяснение причин возросших опасений в Грузии в связи с потоком туристов и мигрантов из России.

По его мнению, желание части грузинской общественности ввести для граждан России визы и ограничить покупку недвижимости в значительной степени вызвано недоверием к собственному правительству.

Нодия отмечает, что негативное отношение к приезжающим в Грузию гражданам России «сейчас намного сильнее», чем после августовской войны между Грузией и Россией в 2008 году. Он считает это парадоксом: «как бы мы ни были солидарны с Украиной», после прямого нападения на Грузию мы должны были злиться на русских больше, чем сейчас».

Одним из простых объяснений Нодия считает то обстоятельство, что сразу после 2008 года в Грузии не было такого «нашествия туристов» из России и было меньше «визуального раздражения».

Однако «главной причиной» он называет разницу между политикой правительства Михаила Саакашвили в 2008 году и «Грузинской мечты» сейчас.

Нодия считает, что в 2008 году «власть Саакашвили многие ненавидели по разным причинам, но никто из тех, кто в своем уме, не мог назвать ее пророссийской».

Политолог отмечает, что тогда «никто не боялся, что правительство будет поощрять и поддерживать агрессивную политику России» по отношению к Грузии. Поэтому общество спокойно восприняло и отмену правительством визового режима для граждан России, и поощрение туризма.

«Никто не считал это «пророссийским» шагом и на мой взгляд, совершенно справедливо, потому что никто и не ожидал от Миши пророссийских шагов», пишет Нодия.

По мнению Нодия, заверения нынешнего правительства в прозападной политике носят ритуальный характер.

Правительство «Грузинской мечты» «все больше опирается на людей, для которых его пророссийскость вовсе не является недостатком», считает Нодия.

«Те из нас, кто не верит, что правительство мотивировано защищать нас от политической (и не только военной) агрессии со стороны России, чувствуют себя гораздо более уязвимыми перед Россией и русскими», делает вывод политолог.

Это чувство незащищенности «порождает реакцию, что любая русская пара, сидящая в кафе, является частью оккупационного проекта», иронизирует политолог.

Нодия признает, что и сам поддерживает введение виз для граждан РФ, однако считает это невероятным в условиях нынешней власти.

Политолог подчеркивает, что не рассуждает о реальности «российского вторжения» в Грузию, а пытается понять, почему «спонтанная психологическая реакция грузин на русских сегодня гораздо резче, чем после войны 2008 года».