Почему децентрализация в Грузии не стала эффективной, что мешает самостоятельности местных властей, почему они не бунтуют и что ждёт нас на выборах в местное самоуправление осенью 2021 года, Jnews поговорил с экспертом Совета Европы по местному самоуправлению Давидом Лосаберидзе.

Почему закон о местном самоуправлении 2014 года оказался неэффективным с точки зрения децентрализации и какие изменения в законе ожидаются?

Проблема комплексная, я не сказал бы, что закон вообще не работает, или хорошо работает. Кодекс объединяет весь 20 летный опыт, плюсы и минусы. Постарались сделать лучше, но во-первых кодекс не был принят в первоначальном варианте. Вырезали возможность территориальной свободы. В начале намечалось не только 7 городам дать статус самоуправляемого города, а тем, у которых больше 10 000 населения и в сельских местностях должны были быть не такие маленькие сельсоветы, а зоны, муниципалитеты со своим бюджетом. Второе: был отвергнут рост местных доходов, распоряжение своими доходами. А также системы передачи дополнительных компетенции, например транспорт. Транспорт записан, что это дело муниципальных властей, но в законе о транспорте муниципалитет не упоминается, только в больших городах. Я не могу сказать какие изменения будут, но думаю что будут.

– Почему местные самоуправления зависят от центра?

Есть сферы, где они не хотят отпустить рычаги власти и передачу имущества. Если я передам, потом как я буду во время выборов влиять. Такие вопросы не только в Грузии, но в Армении, в Азербайджане. И второе – центр всегда старается все монополизировать. Вот поэтому не полностью сработает закон. То, что было оставлено, это тоже не все реализовалось. Например перепись и опись имущества, чтобы отдать муниципалитетам. Этот процесс должен был завершится до конца 2015 года, но еще не начат. Муниципалитеты ждут. Бунтовать боятся, может “большой дядя” обидится в Тбилиси, а это создаст проблемы не только у этого политика, но и у политической группы. Поэтому лучше всего молчать, и это главная причина почему зависят от центра.

Я не хочу никого оскорблять, уважаю всех политических лидеров, и в центре и в муниципалитетах, но дело в том, что избирает не народ, а центр, и это не результат каких-то сговоров. Музыку заказывает тот, кто платит. Если меня выбрал народ, то он мой хозяин, тогда я слушаю его. А если я назначен, я буду слушать моего босса, и это не потому, что я плохой. Это естественно.

“Мечта” во время последних выборов на руководящих должностях в самоуправлениях назначила много не политиков, из силовых структур. Чем они руководствовались по Вашему?

Наверно они думают, что они надежные. Оказывается кандидатуру выставляет какое-то министерство или структура, а не народ. Если я честно выиграл выборы, но мою кандидатуру выставил кто-то другой, я подотчётен этому человеку, кто меня назначил, я не осмелюсь идти против него. Это серьёзная проблема, потому что у нас ментальность и страхи. Если передам народу, то они зароют в землю мою победу.

При выборе не политиков главное контроль. Контроль – это не значит обязательно коррупционный контроль, но я должен знать, что там творится, мои люди должны быть везде. Это менталитет не только силовиков, среди политических элит, но везде. Это серьёзная ментальная проблема не только у нас. Это главная проблема общества.

Как влияет на работу местных властей экономическая зависимость от центра?

Существует выравнивающая система. Богатым муниципалитетам ничего не добавляют, но и не отнимают. Бедным муниципалитетам дают на минимальном уровне. и не потому, что в центре добрые, а потому что нужно полномерное развитие регионов, чтобы остановить депопуляцию и уничтожение деревень. Без смены ментальности и политики ничего не получится.

Почему центральная власть боится дать свободу регионам, то есть не желает полной децентрализации?

Нашим согражданам, этнически не грузинам передать власть, не доверяю. Я не доверяю ни кому, я не дам ни кахетинцу, ни имеретинцу, потому что я должен управлять, я боюсь может быть я хочу добра для страны, может быть я хочу зарабатывать, в любом случае с другими делиться я не собираюсь. Это менталитет. Постепенно пройдет, я хотел бы, что он прошел быстро.

Какие нас ожидают выборы в местное самоуправление осенью 2021 года?

Эти выборы будут очень политически насыщенными, потому что это не только самоуправление, но и политический квотум доверия. Во-первых было бы все ясно, если бы не нынешняя ситуация: оппозиция раздроблена и раздроблена сама правящая партия. Выход на сцену новых бывших лидеров правящей партии, например Гахарии, или конфликт между премьер-министром и спикером – Гарибашвили и Кобахидзе. Огромный коктейль, там должен быть человек внутри, который бы хорошо, как на шахматной доске распределил. Одно можно сказать, это будет значительные по своей важности выборы, и не исключено, что после этого могут быть новые парламентские выборы. Не исключено, что будет сильная фальсификация выборов и потом общественные протесты и дестабилизация в стране. Ничего не исключено.