Некоторые ковид-инфицированные скрывают свою болезнь, считая ее «постыдной», и выходят из дома, общаются со всеми, свободно ходят по магазинам, рынкам, аптекам и во многие другие места. Это ещё больше способствовало увеличению количества случаев заражения коронавирусом и потере контроля над его распространением.

Собеседник JNEWS — врач-инфекционист лаборатории NEOLAB, доктор медицинских наук Майя Буцашвили. Мы поговорили о сложившейся ситуации, о борьбе с коронавирусом, о методах лечения и правильном питании.

– Госпожа Майя, многие инфицированные не находятся под контролем соответствующих органов из-за отсутсвия лабораторного подтверждения, сколько времени они являются источником распространения, как долго вирус COVID-19 остается в их организме?

– К сожалению, во многих регионах ситуация такова, что заболевшие не находятся под надлежащим контролем. Все это отчасти связано с тем, что диагностические варианты, такие как тест PCR, не везде можно с лёгкостью сдать и они не дешевые, в этом одна из причин. Сейчас мы надеемся исправить это, поскольку в поликлиники были доставлены новые, так называемые «быстрые тесты», которые упрощают выполнение и ответ становится известен через 20 минут, для этого не нужны оборудования и они должны быть доступны также и в вашем районе. Они упрощают диагностику и выявление инфицированных людей. Что касается носителей вируса, то им запрещено находиться на улице, они должны пребывать в самоизоляции, они должны защищать других от заражения. Процедура самоизоляции следующая: если у лица нет симптомов, но подтверждено наличие коронавируса, а таких, как мы знаем, немало, оно должно находиться в самоизоляции в течение 10 дней после получения положительного результата теста. У кого есть симптом, то после появления первого симптома должно пройти 10 дней, а после прохождения симптомов – плюс ещё 3 дня, эти два условия должны быть выполнены. Если пациент находится в тяжелом состоянии, самоизоляция продлевается до 20 дней. Немыслимо, чтобы пациент, с положительным тестом на COVID, мог свободно разгуливать по улицам, поскольку это означает, что он создаст проблемы для других лиц, подвергая их риску. Через 10 дней человек уже не заразен.

– Многие люди не могут связаться с врачами онлайн-клиник, самолечением заниматься не следует, что делать в таких случаях?

– Правило таково, что 112 должен информировать онлайн-клинику соответствующего района, где сидят дежурные врачи, к которым подключаются по телефону, затем они связываются с пациентом, и должны связываться каждые три дня, если больной находится в группе высокого риска. Однако иногда бывает так, что больному необходимо обращаться к «семейному врачу» каждый день. Однако, поскольку количество онлайн-клиник ограничено и их недостаточно, в действительности эти врачи очень перегружены и они не освобождаются, чтобы позвонить, а то каждый зарегистрированный случай поступает сразу.

– Эксперты говорят, что принимать антибиотики без назначения врача нельзя, почему?

Некоторые полагают, что если у них воспаление легких, то прием антибиотика обязателен, я хочу подчеркнуть, что сейчас мы находимся в другой ситуации, пневмония, вызванная коронавирусом, не является обычной пневмонией, при которой назначают антибиотик. Это воспаление вызвано вирусом, и, как мы знаем, антибиотик не действует на вирус. Вот почему люди должны помнить, что если они знают, что у них коронавирус, делают томографию, диагностируют пневмонию, они злятся на врачей, почему они не назначают антибиотики. В действительности, антибиотики не нужны при коронавирусе, если нет бактериального осложнения, и это должно быть оценено врачом.

– Какие советы Вы дадите для больных, находящихся дома, как следует ухаживать за собой?

– Прежде всего, они должны учитывать, что не всегда следует соблюдать постельный режим, поскольку у нас это принято, что если ты заболел, то должен лежать, но в этом случае все наоборот, постоянный постельный режим может осложнить болезнь различными тромбоцитными осложнениями, вот почему необходимо двигаться даже в комнате.

– Во-вторых, еще одна ошибка, когда человек болеет, как он сам, так и члены его семьи всегда стараются согреть его, держать в максимальном тепле, в таких случаях, если у пациента высокая температура, то наоборот, это очень плохо, необходимо охладить его, и поскольку для этого заболевания характерны проблемы с дыханием, напротив, надо открывать окна, делать глубокие вдохи, чтобы не оставались без кислорода. Если есть возможность, то пусть у пациента будет небольшой прибор, называемый пульсоксиметром, его надевают на палец, он измеряет уровень кислорода в крови. Это очень важно, потому что если время от времени проводить измерения, мы не упустим момент, когда уровень кислорода может резко упасть, у человека начинается одышка, что является самым главным осложнением.

– Нужно хорошо питаться, при коронавирусе не время для диеты, нужно принимать до двух литров жидкости и это будет отлично, если у вас есть воздушные шары, которые Вы можете надуть, это тренирует легкие.

– Не стоит бояться высокой температуры, это простой симптом, можно использовать парацетамол и ибупрофен, но еще раз повторяю, не принимайте антибиотики и гормоны без консультации с врачом. А витамины безвредны, в редких случаях могут вызывать аллергию. Нет никаких научных доказательств того, что витамины защищают от коронавируса, но это не вредно, человеку может не хватать витаминов и он восполнит нехватку. В Грузии актуальна нехватка витамина D, в основном в местах с такой погодой, когда солнечные дни редкость, т.е. прием витаминов полезен, но у нас не должно быть иллюзий, что они защищают нас от коронавируса.

– Какие симптомы должны быть у человека, зараженного коронавирусом, чтобы его госпитализировали?

Существуют специфические признаки, при которых человека необходимо госпитализировать. Я перечислю несколько, например, если при измерении с помощью пульсоксиметра (прибор, измеряющий уровень насыщения крови кислородом, ред.) дыхание падает ниже 92, следует измерить несколько раз, даже после того, как были сделаны глубокие вдохи, дыхание не восстанавливается, то в этом случае пациент в группе риска, его дыхательная недостаточность может усилиться и состояние больного более ухудшится и будет хорошо, если доставят в больницу.

Особенно, если лицо находится в группе какого-либо риска: старше 65 лет, неконтролируемое артериальное давление, диабет, опухоли, сердечно-сосудистые заболевания и т. д., беременная, новорожденный до 12 месяцев – для представителей из этих групп риска опасно падение уровня кислорода. Опасно также и учащение дыхания, люди должны считать свое дыхание, сколько вдохов в минуту, если больше 30 – уже очень опасный симптом, а больше 25 должно быть в центре внимания, как посинение губ и пальцев. Если человек находится в, так называемом, бессознательном состоянии и члены семьи не могут привести его в чувство, то, в основном, эти симптомы очень опасны.

– Служба скорой помощи работает как обычно, инъекция с анальгин-димедролом и дексаметазон, никаких измерений кислорода в крови, или первичного обследования лёгких. Почему это так, разве скорая помощь не должна была переквалифицироваться для борьбы с коронавирусом?

По масштабам всей страны машины скорой помощи превратились в перевозочный транспорт, увозят- привозят, и это крайне печально, потому что тратится много ресурсов. «Скорую» надо сделать более функциональной и работоспособной, обо всем этом говорилось, надеемся, что будут приняты меры, будет закуплено соответствующее оборудование. Сами работники скорой помощи также находятся в тяжелом положении, у них не было хорошей подготовки, они напрямую контактируют с больными, и часто сами заражаются. Обо всем этом всегда говорится, есть надежда, что проблема постепенно будет решена.

– Людей, умерших от коронавируса, хоронят в особых условиях. Однако из-за множества не выявленных случаев COVID-19 скончавшихся инфицированных хоронят в обычных условиях, чем это грозит?

Если есть подозрение, что человек умер от коронавируса, и, если, к сожалению, он не сдавал тест при жизни, мы не можем подтвердить членам его семьи, что он умер от коронавируса, потому что это не было подтверждено лабораторией. С самого начала в отношении этих церемоний был установлен более строгий закон: тело покойного не разрешали забирать домой, родственники наблюдали за ним издалека.
Теперь, как выяснилось, скончавшийся не так опасен, поэтому дали разрешение забирать их домой, но специально упакованного. У нас есть такая традиция, чтобы попрощаться с покойным целуют его или же стоят очень близко. Чтобы снизить риск распространения вируса, контакта не должно быть, в других случаях он не содержит такого большого риска. В первые дни покойные все еще могут распространять вирус.

Целесообразно, чтобы в похоронах принимали участие только родственники, потому что эти места относятся к числу мест, где может распространяться вирус, я имею в виду не только умершего, но и потому что людей много собирается. И надо учитывать, что если собрания не очень обязательные, не собирайтесь. Конечно, очень сложно прощаться с нашими традициями, но мы должны временно прощаться с ними, потому что мы видим, с какой опасностью мы сталкиваемся.

– Как долго антитела остаются в организме человека, сколько времени человек застрахован от повторного заражения?

Пока точно не известно, но около 2 лет, однако нечасто, но всё же встречаются случаи вторичного заражения.

Советы инфекциониста
Для тех, у кого нет коронавируса, это очень простой совет, медицинская маска очень хорошо защищает, но мы должны постараться менять ее как можно чаще. Есть люди, которые обосновывают, что покупать 2-3 маски в день – это непросто, дорого, но можно иметь несколько масок из ткани, вязки, несколько штук, часто менять, а потом стирать. Не обязательно чтобы была одноразовая медицинская маска. Конечно, частое мытье рук, также соблюдение дистанции, стараться не иметь личного контакта, чем меньше мы будем собираться вместе, тем меньше вирусоносителей у нас будет.

– Что касается людей с коронавирусом, находящихся дома, не паникуйте, так как большинство людей с коронавирусом прекрасным образом себя лечат, но есть и те, у кого возникают осложнения, и им следует любым способом попытаться связаться с «семейным врачом» и каким-то образом обзавестись пульсоксиметром и измерять содержание кислорода в крови как можно чаще.