О возросшем рейтинге властей Грузии, о предстоящих выборах, изминениях и о многом другом Jnews.ge побеседовал с Гией Нодия – философом и политологом, профессором Университета Ильи и председателем Кавказского института мира, демократии и развития.

Насколько коронавирус повысил авторитет правящей партии “Грузинская мечта”?

– Я думаю повысил по 2 причинам: первая, это то, что в момент кризиса всегда общество как-то больше сплачивается вокруг какого-то авторитета, в данном случае правительства; второая то, что до сих пор, по крайней мере, результаты борьбы против коронавируса очень успешны, вирус распространяется меньше, чем в других странах. Так что правительство может показать и говорить, что вот его политика успешна, и много людей этому верит.

Год предвыборный, и выборы никто пока не отменял. И естественно и позиция и оппозиция стараются проявить себя, и в положительном ключе и наоборот. Насколько инцидент в Ахалкалаки, когда друг в друга стреляли депутаты бывший и нынешний был политическим?.

-Оппозиция тоже старается быть активной и это естественно. Сейчас все думают и говорят о вирусе, они хотят, естественно, проявить себя, что мы вот тоже как-то заботимся о населении. Что касается той стычки, что была в Ахалкалаки, мне трудно судить, но наверно какие-то клановые счеты, вряд ли это связано с большой политикой.

В конце года должны состояться выборы в парламент, пока их не отменяли. Однако, учитывая непонятное будущее в связи с пандемией, состоятся ли они?

– Невозможно сейчас точно сказать. Президент по крайней мере сказала, что выборы могут быть через 6 месяцев после завершения чрезвычайного положения, но чрезвычайное положение мне кажется будет продлено. Не уверен, но может быть. Есть высокие шансы на это. Поэтому мы не можем быть уверены пройдут ли выборы в октябре или нет.

Возвращаясь к докоронавирусной ситуации, из-за событии июня 2019 года, когда были масштабные акции протеста, или с отказом применять пропорциональную систему у властей был довольно низкий уровень популярности, теперь же ситуация поменялась, ожидаются ли другие результаты выборов?

– Конечно могут быть. Правительство на это рассчитывает, надеется и может быть эти надежды оправдаются, но с другой стороны ситуация может меняться быстро. Сейчас люди думают, что там 80-90% разговоров идет о вирусе и о том будет ли вспышка эпидемии более интенсивной или нет, но если люди успокоятся как-то по отношению к эпидемии и пройдет несколько месяцев, то на первый план выйдут экономические проблемы, а меры, которые предприняты, они очень больно ударили по экономике, и сейчас люди как-то меньше это чувствуют еще, но тогда и экономические проблемы выйдут на первый план. Мы не можем быть уверены, что возросшее доверие к властям сохранится.

До выборов власти пошли на уступки оппозиции, после долгих протестов, однако опять же когда появилась более актуальная проблема, об этих уступках больше не вспоминали, речь шла об увеличений количества депутатов по пропорциональной системе и тд. Насколько вероятно, что власти передумают и на этот раз?

Исключить ничего не возможно, но тут нужно принимать во внимание, что в основном решения были приняты не настолько под давлением общества, сколько под давлением внешних сил. Решающим фактором оказалось давление запада. И именно скорее западу уступила “Грузинская мечта”, чем внутренним – оппозиции или собственному обществу. Так что поддержка запада все равно останется важным фактором. Я не думаю все же, что правительство пойдет на это, то есть откажется от тех уступок. А то, что его рейтинг несколько повысился, то это скорее фактор в пользу того, что правительство не увидит необходимости в том, чтобы сохранить существующую избирательную систему, оно будет более уверено в том, что сможет выиграть и при новой измененной избирательной системе.