Что происходит в Сирии, кто воюет против кого, и почему отношения США и Турции обострились, что во всей этой геополитике означает принятие резолюции по Геноциду армян в Османской Турции в Америке, – обо всём этом Jnews побеседовал с экспертом Фонда Рондели Зурой Батиашвили.

В последнее время ситуация в Сирии поменялась, непонятно кто с кем в тандеме, и кто против кого там воюет, что же происходит?

– В Сирии идет война, все против всех. Там и Асадовский режим и оппозиция и джихадские организации, воюет и “Аль-Каида”, и ИГИЛ, там воюет Иран и проиранские силы, там воюют Россия, Израиль, США, Турция и протурецкие силы. Иногда все эти силы вместе, а иногда против друг друга. Иногда в одном регионе вместе воюют, в другом – друг против друга, это очень переменчиво. У всех свои интересы, которые не только не совпадают, но и противоречат друг другу. Поэтому война будет продолжаться, потому что очень много сил имеют возможность воевать, имеют деньги, оружие и желание. Например в ИГИЛ десяток тысяч джихадистов, которые воюют все время, у них есть опыт в этом и ничего другого они не умеют.

Почему так резко испортились отношения Турции с США?

– Турция во время холодной войны была одним из главных союзников США, понятно, что против СССР. А когда не стало СССР Турция начала независимую внешнюю политику проводить. Это не совпадает уже с позицией США. С 1983 года террористическая организация “Курдская рабочая партия” воюет против Турции, и эта война унесла жизни более 60 000 человек. США и Европейский союз эту организацию считают террористической организацией. Турция считает террористической и прокурдские силы в ITG, которая воюет в Сирии, воспринимая продолжением “Курдской рабочей партии”. Но США и запад так не считают. США и западные страны надеются и всячески им помогают и вооружают против ИГИЛ-а. Турция считает, что после войны в Сирии в местах, где действует ITG будет террористический коридор, однако так не считают западные страны. Вот отсюда начинается разногласие между Турцией и США.

К чему приведет это разногласие?

– Пока что к тому, что вот Конгресс США признал Геноцид армян в Османской империи. К тому, что Турция уже не сможет покупать F35, улучшенный вариант F16, то есть оружие. И самое главное, что разрушается партнерство, так как самым мощным партнером Турции на данный момент является США. Турция является №2 по количеству военных в НАТО.

Возможен ли такой результат, что Турция уйдет из НАТО?

– В НАТО нет такого пункта, как выйти из этого военного альянса. До сих пор никто не хотел выйти и не выходил, и нет механизма вообще. Но если представим это, то это будет геополитическое землетрясение. Это значит, что граница конфликта из ближнего востока переместится к границе с Болгарией и Грецией. Турция большая страна с большой экономикой, и  они надеются на самих себя, но в то же время они считают, что запад единственная опора для Турции. Турция, как ответ может официально блокировать базу Инджирлик, вывести американских военных. Другой вариант те же беженцы. Они могут открыть границу и беженцы просто большим потоком хлынут в Европу. В Турции где-то 5 млн беженцев. Конфронтация Турции и США не может привести к войне, но к санкциям и экономической блокаде может. Мы прекрасно помним, как падала турецкая лира и 1 доллар стоил 7 лир, что между прочим повлияет и на Грузию и другие страны.

Турция и Россия на данный момент побратимы, настолько, что Турция прислушалась и не продолжила военное вторжение на территорию Сирии, что дальше?

– Когда между Турцией и западом отношение не очень хорошие, тогда Турция начинает думать об альтернативах. Один из которых Россия, Китай, Индия и Иран. Это не стратегическое партнерство, потому что стратегическое партнерство – это одинаковые цели для будущего. А Турция пока член НАТО, а Россия соперником считает НАТО. Пока Турция остается в НАТО говорить о стратегическом партнерстве не возможно. Они сблизились, но Турция поддерживает оппозицию, а не Асада. Они в каких-то вопросах сблизились, в каких-то нет. Где-то соперники, где-то партнеры. Для России важно, чтобы в НАТО не было единства. Важно то, что Турции не было в НАТО и в западных организациях.

Почему Россия встала на пути Турции в расширении на пути так называемой “зоны безопасности” Турции?

– Потому что Россия не терпит, когда нарушают границы его влияния. Она дала Турции ровно столько пройти, сколько можно было. Здесь вопрос касался не только нефти. Россия думает, что завоевывать территории – это очень престижно и хорошо, несмотря на то , что там на востоке нет ничего, нет городов, там пустыня. Зачем им пустыня. Они так поднимают свой статус, свой рейтинг. Рейтинг подняли несильно, все-таки ограничили ее возможности в экономической войне. В мире все же вопросы решает не военная сила, а развитая экономика.

Вспоминая недавний шаг США, конгресс которой принял резолюцию по Геноциду армян в Османской Турции. Что это было.

– 10 конгресменов были против, из них были республиканцы, один из них сказал, что это не правильно, что делается сейчас, потому что это как будто США наказывает Турцию за то, что он пошел против США в Сирии. После конгресса резолюцию будет рассматривать сенат, потом президент. Все зависит от того, как будет развиваться американо-турецкие отношения. Армянские и еврейские лобби США и раньше были очень активны, проводили кампании, но не добивались таких успехов. Это политика, а не добрая воля.

Кристина Марабян