Недавно в Гомане сдохла корова, все жители озабочены. Зимой прошлого года скот в селе заболел инфекционной болезнью и теперь жители боятся, что скот опять начнёт гибнуть.

В прошлом месяце в селе Гоман сдохла корова, местные в панике. Осенью 2018 года в Гомане коровы отравились пестицидами и удобрениями полей, а в декабре у скота обнаружили заболевание Эмфизематозная карбункула (инфекционное заболевание, характеризуется хромотой, крепитирующим отёком и быстрой гибелью животных). Местные называют эту болезнь хшхшук.

Житель села Гоман Сурик Амбарян жалуется, что никаких мер не предпринимают для предотвращения заболевания.

«За год в селе 60 коров сдохло. Две коровы у меня сдохли. Неделю назад у Арпик сдохла корова. С Ахалцихи пришли, с Ахалкалаки пришли ничего не сделали. Ничего не говорят, ответов анализов нет. 8 месяцев назад увезли и нет ответа», – жалуется Сурик Амбарян.

По словам Мушега Акопяна, все началось с осени, и с тех пор до весны нынешнего года в селе сдохло 50-60 коров.

«Пришли инъекцию платную сделали, и после этого ещё больше скот начал гибнуть. Один укол стоит 2 лари. Я столько за лечение платил, что за эти деньги мог бы корову купить», – говорит Мушег Акопян.

В Самцхе-Джавахетском Управлении Национального агентства продовольствия сказали, что на самом деле в декабре 2018 года было зафиксировано заболевание, однако о случае, который был недавно в Агентстве не знают.

«В декабре был случай эмфизематозной карбункулы, мы взяли материал для обследования. То, что 20 дней назад было в Гомане, наши сотрудники не знали. Мы столько раз им говорили, что если у вас подёж, то сообщите нам, чтобы мы взяли материал для анализа. Мы три раза взяли материал. Один раз на сибирскую язву, не подтвердилось, второй раз тоже на сибирскую язву не подтвердилось, а третий раз в декабре подтвердился Эмфизематозный карбункул. Мы им сказали, что они должны обратиться к частным ветеринарам, потому что государство не финансирует лечение корбункулы, это не входит в государственную программу. Они всей деревней должны были проводить вакцинацию, весь молодняк должны были привить», – сказала руководитель регионального Управления Агентства Лия Бекаури.

Жители села опять поднимают важную проблему, в животноводческом районе мало ветеринаров, и то в возрасте. Единственный ветеринар 3-4 сел живет в соседнем селе Олаверд, он уже пожилой и не может ехать по каждому делу.

Мушех Акопян думает, что случай, который был в декабре не совпадает с симптомами “хшхшука”.

«Врачи пришли сказали «Хшхшук», а я им говорю при такой болезни ноги у скота должны отекаю и мясо синеет, но таких симптомов у скота не было, значит это не та болезнь», – говорит Мушех Акопян.

Депутат Сакребуло от Закского территориального округа Гамлет Мовсисян говорит, что случай в прошлом месяце был единичный, и это не болезнь.

“Последний случай заболевания скота в селе был довольно-таки давно (Ред. в декабре 2018 года), но потом пришли врачи из Ахалцихе, инъекцию сделали, сейчас все хорошо уже. 20 дней назад просто корова проглотила тряпку, причина была в этом, а не в заболевании”,- сказал Гамлет Мовсисян.

Эмфизематозный карбункул, или эмкар — острое неконтагиозное заболевание крупного рогатого скота (КРС) и буйволов и реже — овец и коз, вызываемое бактерией Clostridium chauvoei. Характеризуется хромотой, крепитирующим отёком и быстрой гибелью животных.

Чаще всего болеют особи в возрасте от 3 месяцев до 3 лет, так как молодняк защищён иммунитетом матери через молоко, а более взрослые животные вырабатывают естественный иммунитет.

Шушан Ширинян