«Частные финансовые организации фактически занимаются мошенничеством, и с целью получения большей прибыли вводят в списки должников, которым будут списаны долги, мертые души» – пишет газета «Резонанс».

В частности, они делают это потому, что фонд «Карту», который за свой счет покупает часть безнадежных долгов, не в состоянии проверить весь список, который состоит из сотен тысяч имен – соответственно, он просто оплачивает долги в рамках государственной программы списания долгов, не особенно разбираясь в деталях предоставленного кредиторами списка.

Пользуясь этим, кредитные компании для увеличения своей прибыли раздули списки за счет покойников – проверять все равно никто не будет.

Таких случаев становится все больше и больше – люди рассказывают о том, что в списках обнуления долгов они встречают фамилии своих родственников, которых уже давно нет в живых.

Как правило, речь идет о тех, у кого реально были долги при жизни, но после смерти, естественно, их выплаты никто ни у кого не требовал. Теперь фонд «Карту» оплачивает и их долги, несмотря на то, что программа списания задолженности не распространяется на долги умерших людей – даже если при жизни они действительно имели невыплаченные долги.

Это вопрос стал предметом активного обсуждения в социальныъ сетях, и после этого в дело включилось правительство. По информации министерства финансов, смерть заемщика сама по себе не означает списание долга, так как задолженность автоматически переходит к наследникам.

«Согласно действующему законодательству, в случае смерти физического лица, его наследники получают как имущество, так и финансовые обязательства покойного. Соответственно, они обязаны обслуживать интересы кредиторов, которые остались после смерти человека» – заявили в минфине.

Как заявили в фонде «Карту», первые данные о должниках были получены от коммерческих банков, и они были перепроверены в Национальном банке, после чего были размещены на соответствующем сайте. В настоящее время продолжается получение данных, и их перепроверка.

«Процесс обнуления долгов все еще продолжается, и до его завершения осталось еще немало времени. Мы интенсивно проверяем списки, которые выставляются на сайте только после соответствующего подтверждения» – заявили в фонде.

Впрочем, судя по тому, что сообщения о мертвых душах не прекращаются, эта проверка не слишком эффективна, и это неудивительно с учетом числа имен в списке.

Кроме того, некоторые мертвые души приведены в списке несмотря на то, что их наследники не получили в наследство долги. К примеру, есть семьи, чьи покойные члены успели покрыть долги незадолго до кончины, но теперь и они находятся в списке по обнулению задолженности.

Есть и такие, кому до окончательного покрытия долга не хватило только одного взноса – и они теперь введены в списки бенефициариев государственной программы.

В Национальном банке снимают с себя всю ответственность, и заявляют, что взаимоотношения между кредитными организациями и частным фондом не входят в сферу компетенции регулятора.

«Гражданский кодекс Грузии регулирует вопросы задолженности скончавшихся лиц, соответственно, данный вопрос не являются компетенцией Национального банка. Если какая-либо из сторон считает свои права нарушенными, то ей следует обратиться к соответствующим органам. Что касается списков в рамках программы по списанию проблемных долгов, то они составлены на основании соглашения между кредитными организациями и частным фондом Карту. Списки составлены на основании данных, предоставленных кредитным компаниями, соответственно, любые неточности в них должны выясняться исключительно между субъектами сотрудничества. Этот вопрос также не входит в сферу полномочий Национального банка» – заявили в регуляторе.