Понятие «целина» с вытекающими последствиями в жизни джавахцев. Каково это, когда по 6-8 месяцев члены семьи живут вдали друг от друга. Чем жертвуют семьи, чтоб заработать на хлеб насущный.

В детстве я мечтала о том дне, когда и я буду раздавать «праздничные» конфеты, как это делали мои одноклассники. Этот день не заставил себя долго ждать. Я была в 4-ом классе, когда отец впервые поехал на целину. Моя детская мечта быстро изменилась, теперь я с нетерпением считала дни, ждала возвращения отца домой. Было чувство, что детские месяцы ожидания длились годами. Отец вернулся с черным чемоданом. Моя сестра, брат и я не отходили от него, в то же время стеснялись подойти. Потребовалось чуть больше недели на восстановление и возрождение понятия семьи в моем понимании. Я раздавала одноклассникам конфеты и мечтала, чтобы мой отец больше никуда не уезжал…
xopan2

xopan3

«Как я помню, мой муж ежегодно ехал на заработки. Дети выросли без него, он не видел как они научились ходить, разговаривать. Мой муж стал временным человеком в нашей семье. Через 2 месяца после рождения сына, муж уехал на целину. Когда он вернулся, то сын не знал кто он. Старшего сына соседки называл папой. Муж очень страдал от этого – баловал конфетами, игрушки покупал, пока сын не привык к нему и принял как отца», – поделилась Анна (имя изменено).

Семья Анны из 5 человек 11 лет назад переехала в Москву. Живут в съемной квартире, зарабатывают столько, что едва хватает на квартплату и ежедневные расходы. Анна предпочитает жить не в самых лучших условиях, но зато вместе с мужем и детьми, чем раздельно от него, в деревне.

«В первое время было очень трудно, особенно для детей. Никак не могли привыкнуть, не знали языка, школа была русская. Проще всего было для младшего, он сразу пошел в детский садик» – сказала Анна, добавив, что за все эти годы всего три раза смогла поехать в деревню, чтобы повидаться с родными.

«Понемногу коплю деньги, раз в 2-3 года детей отправляю в деревню, или же вместе едем, навещаем бабушек-дедушек. Не хочу, чтобы дети были оторваны от деревни. Общаемся в основном через скайп, хоть и говорим ежедневно, но нет «живого» общения».
xopan4

xopan6
Пожилая супружеская чета Мелконянов проводят свои дни в одиночестве в одном из сел Джавахети.
«Это не жизнь, заходишь домой и ни одной живой души. Даже заходить не хочется. Хорошо хоть сын свою семью к себе забрал, тут невозможно жить. Мы уже в возрасте, сложно очень, но что поделаешь, а у нас такая судьба», – посетовала бабушка Ашхен, чей сын с семьей уже 11 лет в Москве живет.

По словам бабушки Ашхен, по причине работы на целине супруги охладевают друг к другу, становятся чужими.
«Люди живут вместе под одной крышей и то не могут понять друг друга. Половина семьи здесь, остальная-там, сколько это можно выносить? Каждый начинает жить своей жизнью. Пока главы семей возвращается, наступает пора снова уезжать. Семья сама по себе начинает распадаться», – добавила 78-летняя бабушка Ашхен, ставшая инициатором решения отправить невестку с внуками к сыну, в Россию.

Айко (имя изменено), сын бабушки Ашхен и супруг Анны, в России не имеет постоянной работы. С апреля по ноябрь Айко подрабатывает на разных работах, чтобы обеспечить нужды семьи.

«Бывает, что попадается работа на месяц, а иногда на день. Берусь за любую работу. Что поделать, если я не буду работать хотя бы один день – то останемся голодными. Тут даже в долг не принято брать или давать. Трое детей, еле успеваем сводить концы с концами. В 6 утра ухожу, ночью в полночь возвращаюсь, и это в лучшем случае», – рассказал Айко.
xopan7

xopan1
С ним мы встретились в Москве. Он работал на стройке детской игровой площадки. Несмотря на многочисленные проблемы со здоровьем, Айко вынужден работать, будь то жаркое лето иди холодная зима.

«В день с трудом 2-3 тысячи рублей зарабатываю. Необходимо платить аренду, одевать, кормить троих детей. Одним словом, здесь очень трудно жить. Сами видите, какую сложную работу мы делаем. Бывает так, что не платят, приходится ждать месяцами», – поделился Айко.

В Москве мы побывали в специальном месте, предусмотренном для рабочих, которую именуют «базой» или «гаражом». Маленькие передвижные домики, выстроенные в ряд бок о бок, оборудованные внутри всем, в прямом смысле слова. Начиная с кровати, посуды и заканчивая самыми разными строительными инструментами. Именно в таких домиках и живут главы семей, уезжающие на целину на 7-8 месяцев.

Женское население Джавахети в ноябре-декабре, наряду с Новым Годом, встречают своих мужей, чтобы потом снова провожать в очередную поездку на целину. Это такой бесконечный процесс…

Вот так и живет население в Джавахети и за его пределами.

Продолжение следует…

Агуник Айвазян