Иностранные граждане, которые имеют право на постоянное проживание в Грузии (вид на жительство) и живут здесь не могут пользоваться законодательными льготами.

С января 2016-го года в Грузии вошёл в силу закон о “Развитии высокогорных регионов”, который предусматривает ряд льгот для жителей высокогорных регионов. Жители Ахалкалаки и Ниноцминды тоже получили право пользоваться некоторыми льготами, как например, некоторые работники освобождаются от налогов (на 6000 лари зарплаты), или осенью государство будет покрывать часть коммунальных расходов на электричество, льготы получают производители, увеличивается возрастная пенсия и зарплата учителей, а так же некоторые другие льготы. Но законодательные эти изменения не касаются иностранных граждан, проживающих в Грузии, с постоянным или с временным видом на жительство.

Не секрет, что большая часть населения Джавахети имеют гражданство других стран и проживают в своих домах в качестве постоянных гостей. Исходя из сложного социального состояния, чтобы содержать свои семьи, некоторые жители Джавахети и сегодня получают иностранное гражданство (в основном Армении и России) для беспрепятственного выезда на заработки или для возможности встречи с родственниками. Когда между Россией и Грузией были разорваны дипломатические отношения в результате пятидневной войны 2008 года, жители Джавахети, которые содержат свои семьи на заработках в России, оказались в сложной ситуации. Люди искали выхода, чтобы попасть в Россию и зарабатывать деньги, и нашли этот выход в получении иностранного гражданства.

А в Грузии эти люди живут благодаря виду на жительство. Сегодня многие работают здесь на основе своего вида на жительство.

Госпожа Рузан уже 10 лет является гражданкой России и имеет право на постоянное проживание в Грузии. Она работает в ахалкалакском филиале “Банка Грузия”, однако в отличие от своих коллег она не может пользоваться законодательными льготами.

“Я приобрела российское гражданство, чтобы иметь возможность посещать своих родителей, не для того, чтобы там жить. У меня есть вид на жительство, я здесь работаю, но чувствую себя ущемлённой. Я понимаю, что я гражданка другой страны, на выборах участвовать не имею права. Если исходя из закона о работе Грузии мне дали работу, то надо, чтобы я могла пользоваться и возможностями, данными по другим законам. По логике это должно быть так”, – говорит Рузан Еприкян.

Ани Минасян получила высшее образование в Армении, чтобы пользоваться некоторыми образовательными льготами, она тогда приобрела армянское гражданство. Более 5-и лет она работает в Ахалкалаки и не пользуется никакими льготами. Например в 2014 и 2015 годах, когда она не смогла получить назад “не облагаемый минимум” от налогов.

“Два года в Грузии возвращали “не облагаемый минимум”, но я не получила. Сейчас не дают статуса жителя высокогорного региона. Я, как и все родилась здесь, живу и работаю здесь, дышу тем же воздухом, но не могу пользоваться льготами. Это нечестно”, – жалуется Ани Минасян.

Лариса Котанджян также считает нечестным то, что как все платит налоги, но не может пользоваться льготами.

“Я здесь родилась и здесь работаю. Исходя из ситуации, я получила иностранное гражданство. Это дискриминационный подход. У меня ответственности, как у всех, но права – нет. Когда платить налоги, то я ответственна, а когда пользоваться льготами, то у меня нет прав”, – сказала учительница Лариса Котанджян.

Таким образом некоторые жители Джавахети, которые вдыхают и выдыхают тот же высокогорный воздух не могут пользоваться льготами, определёнными именно для них.

Агуник Айвазян