После развала СССР пенсия выросла с 8 лари до 200 лари, пенсионеры из высокогорных регионов, куда входит и Джавахети, пользуясь высокогорными надбавкам, получают на 40 лари больше – 240 лари. Однако пенсии, которая больше прожиточного минимума Грузии, все же не хватает .

Арцвик Абаджян живет в селе Кировакан (Зрес). Ей 82 года. Семьи у нее нет, детей не было, муж умер недавно. Нет и родни, которая бы помогала ей. Бабушка Арзу, так ее называют в селе, живет на пенсию, по состоянию здоровья она не занимается сельским хозяйством, у неё нет ни картофеля и лука, ни молока и масла.

“Как вы думаете, хватает пенсии? Ничего сажать и собирать не могу. По закону, таким как я, должны давать пособие. У меня нет здоровья, зрения нет, хожу с трудом. Мне 82 года. Летом за газ мало надо платить. Зимой  газовая печка расходует на 150-180 лари. Что остается после этого? Значит я кушать не хочу?  У меня нет ни сыра, ни молока, ни масла домашнего, все покупаю. Как я могу выжить скажите? Хлеб тоже покупаю, лекарства. А одежду донашиваю или покупаю раз в несколько лет”, – рассказывает она.
Arzu tatik
Арцвик Абаджян 82 года село Кировакан

“Хватает ли нам пенсии? Оооооо еще и остается”, – смеются пенсионеры, которые собрались и беседуют в беседке в городском парке Ахалкалаки.

По данным Департамента статистики ООН в области демографической и социальной статистики, в Грузии живет 613 878 жителя старше 64 лет, из них 244 541 мужчин и 369 298 женщин. На пенсию в Грузии выходят женщины в 60 лет, а мужчины – в 65.

Каждый год на какую-то определенную сумму пенсия вырастает, вот и в 2020 году правительство обещает повысить его на 20 лари. Однако с каждой надбавкой из-за инфляции прибавляются и цены, дорожает все, – от коммунальных расходов, до цен на лекарства и продукты питания.

pensyaneri
Жители села Арагова

По данным Национальной службы статистики Грузии, прожиточный минимум в Грузии в ноябре 2018 года для трудоспособного мужчины составлял 174,3 лари. Из них 121,7 лари предусмотрено на еду, а остальное – на предметы гигиены и первой необходимости, лекарства, одежду, транспортные и коммунальные расходы. В продуктовую корзину входят 40 наименований продуктов.

По мнению собравшихся пенсионеров, пенсии не хватает на многое, в том числе на одежду, на подарки если позовут на день рождение, или на деньги, в случае смерти близких и знакомых.

“Килограмм мяса стоит 18-20 лари. Больше добавить нечего. Мясо не будем кушать? Если вообще не кушать, то эта сумма даже больше, чем достаточно. Я утром встал, кушал масло, яйца и еще что-то, если это не кушать то хватит, об одежде и обуви нет слов, одеваем старую одежду. Маленькая ампула лекарства стоит 30-40 лари, как вы думаете, хватит ли 240 лари? Скажу еще кое что, я с женой живу и, возможно, если не будет каких-то непредвиденных трат, наверно этих денег и хватило бы, но есть похороны, свадьбы, дни рождения, на которые не можешь не пойти, все мы люди, но для участия денег уже не хватит”, – говорит 83 летний житель Ахалкалаки.

Статус жителя высокогорья влияет и на оплату за электричество, скидка составляет половину суммы, однако если расход не превышает 100 кВт. А вот газ в Джавахети дорогой, здесь тариф один из самых дорогих по всей Грузии. И в суровые ахалкалакские зимы на отопление выходит от 250 до 400 лари.

“Да, можно выжить. Но у нас много уходит на отопление зимой. Начиная с октября будут приходить чеки до 400 лари и так до мая месяца. Я зимой заболел, 2 месяца 500 лари потратили на лекарства и системы, на врачей. Ну как, хватит этих 240 лари? Это не пенсия, а позор. Везде люди берут пенсии. У меня 51 год стажа, но не учитывается”, – говорит 83 летний житель Ахалкалаки.

Каждая семья тратит деньги исходя из своих возможностей. Если с родителями живут их дети, то им не надо думать, как выжить до следующей пенсии, в других же случаях дети, которые живут за пределами Грузии, помогают своим родителям деньгами. Но есть и одинокие пенсионеры,  которые выживают на пенсию.

“Мне дети помогают, без них возможно и не смогли бы жить. У Грузии нет денег, чтобы у нас были европейские пенсии. Возможно через некоторое время снизится и эта сумма. Просто наше население трудолюбивое, что могут делают”, – говорит пенсионер.

Многие собирают пенсию для каких-то целей, или дают эти деньги детям, внукам.
“Я собираю деньги, конечно, это не российские большие пенсии, но требовать ни от кого не можешь, но если жить на эту сумму, естественно не возможно, при нынешних ценах тем более. У меня муж гражданин России, раз в год едет и забирает свою пенсию, на эти деньги мы можем жить здесь. Да и дети помогают. Одному человеку пришлось бы очень сложно”, – рассказывает 61 летняя жительница Ахалкалаки.

Конечно о путешествиях по миру и об отдыхе где-то на курортах пенсионеры в Джавахети не мечтают, однако они хотят, как говориться тут, не отставать от человечества.

Кристина Марабян