Конституционный суд упразднил статьи, которые предусматривали заключение за такие наркотики, которые не вызывают привыкание или агрессивное поведение.

Конституционный суд Грузии признал неконституционными те статьи Кодекса административных правонарушений и Уголовного кодекса, которые предусматривали заключение за такие наркотики, которые не вызывают привыкание или агрессивное поведение. В частности, Конституционный суд Грузии признал неконституционными то нормативное содержание спорных норм, которое предусматривало в виде санкций возможность применения административного заключения и лишения свободы за употребление наркотического средства, его аналога или прекурсора и изготовление, приобретение и хранение количества, необходимого для одного использования.

Как отмечается в информации, распространенной Конституционным судом, 2 августа 2019 года первая коллегия Конституционного суда Грузии частично удовлетворила конституционный иск Народного защитника Грузии (регистрация №770) против парламента Грузии.

«По делу оспаривалась конституционность тех норм Кодекса административных правонарушений и Уголовного кодекса, которые предусматривали административное заключение или лишение свободы в качестве санкции за незаконное изготовление, приобретение, хранение или употребление без назначения врача небольшого количества наркотического средства, его аналога или прекурсора.

Народный защитник Грузии указал, что действия, наказуемые спорными нормами, не создают такой общественной угрозы, которая оправдывала бы применение тюремного заключения. Исходя из этого, истец посчитал, что такие виды санкций, установленные оспариваемыми нормами, как – административное заключение и лишение свободы, как явно непропорциональное наказание, являются неконституционными в отношении пунктов 1 и 2 статьи 9 Конституции Грузии.

Сторона ответчика указала в качестве законных целей спорных норм, защиту здоровья общества, превенцию распространения наркотических средств и наркомании. Представители парламента Грузии подчеркнули то обстоятельство, что спорные нормы предусматривали альтернативные санкции, позволяя осуществляющему правосудие, принимая во внимание индивидуальные характеристики дела, самому решать, какой тип санкций будет наиболее адекватным в каждом конкретном случае.

Конституционный суд по отдельности оценил, с одной стороны, такие деяния, наказуемые спорными нормами, как употребление наркотического средства, его аналога и прекурсора и приобретение, хранение и изготовление для явно личного использования ( в количестве, необходимом для одного употребления), а с другой стороны, приобретение, хранение и изготовление наркотического средства, его аналогов и прекурсоров в количестве, большем, чем необходимо для одного употребления.

Конституционный суд отметил, что потребители наркотических средств создают спрос, чем способствуют незаконному обороту наркотиков, соответственно, ограничение потребления служит защите здоровья как самого потребителя, так и общества. В то же время криминализация употребления таких наркотических веществ, которые не вызывают быстрое привыкание и / или агрессивное поведение, не служит защите общественного порядка и безопасности. Соответственно, цель наказания за такое вещество ограничивается только защитой здоровья общества.

Вместе с тем, изготовление, приобретение и хранение в целях личного использования наркотического средсва в количестве, необходимом для одного употребления, создает минимальные, гипотетические риски его сбыта и попадания в оборот. Исходя из этого, суд заключил, что опасность, исходящая из вышеупомянутых действий в отношении таких наркотических средств, употребление которых не вызывает быстрое привыкание и / или агрессивное поведение, не той степени, которая оправдывала бы лишение свободы.

Конституционный суд Грузии отдельно выделил такие наркотические средства, употребление которых вызывает быстрое привыкание и / или агрессивные действия со стороны лица. Суд отметил, что даже одноразовое использование таких наркотиков, как и их изготовление, приобретение и хранение для явно личного употребления содержит угрозу для общественного порядка и безопасности. Соответственно, в целях превенции указанных рисков, суд счел допустимым использование в качестве меры пресечения лишения свободы.

В то же время Конституционный суд счел соответствующим Конституции лишение свободы за изготовление, приобретение и хранение наркотического средства в количестве, превышающем необходимое для одного употребления. Конституционный суд Грузии указал, что в таких случаях возрастают риски как степени участия лица в незаконном обороте наркотических средств, так и непосредственно распространения наркотических средств и таким образом нанесения вреда здоровью других людей.

Исходя из всего вышеуказанного, Конституционный суд признал неконституционным то нормативное содержание спорных норм, которое предусматривало в виде санкций возможность применения административного заключения и лишения свободы за употребление наркотического средства, его аналога или прекурсора и изготовление, приобретение и хранение количества, необходимого для одного использования», – говорится в заявлении.