Восточное партнерство предполагает сотрудничество Евросоюза с 6 странами постсоветского пространства: Грузией, Украиной, Арменией, Азербайджаном, Белорусией и Молдовой. К данному сотрудничеству каждая страна относится исходя из своего вектора направленности внешней и внутренней политики.

8-ого января в Таллине прошла ежегодная конференция Восточного партнерства, на котором обсуждались результаты, достигнутые за 10 лет программы и будущая политика Восточного партнерства и ЕС.

Если некоторые страны-партнеры по восточному партнерству давно и конкретно определились со своим желанием вступить в Евросоюз, вторые все еще на перепутье, а другие пассивны в этом вопросе. Что касается Евросоюза, то и здесь неоднозначное отношение ко всем 6 странам партнерам.

В течение 10 лет, взаимоотношение между ЕС и странами Восточного партнерства проходили на разном уровне, были заключены очень значимые договоренности как например DCFTA (ред. Между Европейским союзом и 3-мя странами: Грузией, Молдовой и Украиной договорённость Углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Каждая зона DCFTA является частью соответствующего соглашения каждой страны об Ассоциации с ЕС) .

В первую очередь сотрудничество в рамках программы способствовало развитию экономики стран партнеров, считают в Евросоюзе. Была оказана помощь малым и средним предприятиям, стимулированы инвестиции. С 2016-ого года ЕС предложила более 50% кредитов в том числе для малых и средних предприятии в местной валюте. Более 2000 компании в рамках Восточного партнерства получили помощь, что составило 2 млрд. евро, а также было создано 28 000 новых рабочих мест. Финансы были вложены в инфраструктуру и энергетику. Для молодежи же действует программа “Эразмус” плюс, которая предоставляет возможность молодым людям получать образование в странах Европейского союза. Безвизовый режим и многое другое.

Пользоваться или нет той или иной возможностью, которую предоставляет Европейский союз, каждая страна решает исходя из собственных интересов и геополитической ситуации. Одним из важнейших факторов для всех стран являются отношения с Россией.

“Мы все понимаем, что 6 стран Восточного партнерства отличаются друг от друга. Эти 6 стран мы можем поделить на пары, на тройки в зависимости от критериев, которые мы используем. Очевидно, что на сегодня Украина, Грузия и Молдова политически и по системе ценностей ближе к ЕС, чем остальные 3 Азербайджан, Беларусь и Армения”, – в своем слове во время конференции сказал член Европейского парламента  и бывший  министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт .

Если в случае Украины, Грузии и Молдовы внешняя политика определяет активно взятый курс в Евросоюз, то в случае например остальных трех стран, ситуация намного сложнее.

В случае Армении есть желание, но с другой стороны нет возможности из-за тлеющего конфликта с Азербайджаном и “тесных” взаимоотношений с Россией. После революции в Армении, были ожидания, что поменяется внешняя политика однако  прогнозы в этом направлении делать все еще сложно.

Во время таллинской конференции Министр иностранных дел Армении,  дал понять, что Армения за Европейские ценности.

“В парламенте Армении начали обсуждать новую стратегию развития. Мы понимаем все приоритеты и хотим внедрить их с помощью ЕС или без нее. Будут внедрены инструменты, которые помогут нам продвигаться дальше. Одновременно не нужно обсуждать, что мы являемся частью семьи Европейских государств, так как у нас всегда была европейская составляющая, ведь все замечательные страны являются частью Евросоюза, но и другие замечательные страны не являются членами ЕС с другой стороны”, – в своей речи сказал министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян.

Совершенно другой случай с Азербайджаном и Белоруссией, здесь основным фактором является политическая ситуация в страны, которая считается тоталитарной, хотя Евросоюз и с этими странами работает в рамках тех установленных границ, на которые есть возможности.

И все же по оценкам некоторых экспертов участвующих на конференции, несмотря на  достигнутые результаты, Грузии, Украине и Молдове необходимо будет намного больше времени на развитие.

“Но все же говоря об Украине, Грузии и Молдове, мне кажется нам не следует на 100% почивать на лаврах в результате того, что происходит и происходило за этот период, но все же учитывая перспективу ЕС, нам нужно очень четко понимать, в ряде тех кто принимает решения в ЕС, что да действительно на развитие нужно время. Внутренняя политическая ситуация, деятельность России в отношении этих стран важны. Мы должны это понимать. Это чувствительная и сложная ситуация, это замороженные, и другие конфликты во всех странах партнерства кроме Белорусии. Мы должны принимать во внимание вопросы безопасности на Кавказе”, – сказал Урмас Паэт. 

Исходя из конференции, можно сделать основной вывод, что Евросоюз и Восточное партнерство в частности, будут активно заниматься развитием достигнутых  результатов в тех странах, где явно будет видно желание развиться в рамках европейского стандарта и ценностей, и в следующие 10 лет развивать отношения в зависимости от геополитических необходимостей возникающих вызовов  и угроз.

Кристина Марабян