Завершается год, позади суета выборов и даже сняты плакаты с кандидатами в президенты со стен Ахалкалаки. Инаугурацией избранной первой женщины президента, в Грузии закончилась борьба не между кандидатами в президенты, а борьба политических сил за власть.

Анализируя прошедшие выборы, можно прийти к определенным выводам. Здесь в армянонаселенном регионе традиционно большая часть голосов принадлежит правящей партии, так как только административным и финансовым ресурсами можно обеспечить победу кандидата или явку избирателя, что в основном не может делать оппозиция.

Другой вопрос почему избирателя в Джавахети не интересуют выборы. Интерес есть, однако этот интерес проявляется не во время президентских выборов, а более важным для местного населения выборах в местные органы власти или в парламент. Интерес у местного населения начинает просыпаться тогда, когда на выборах участвуют знакомые, родные, друзья. В случае президентских выборов интереса как такового нет, жители не ассоциируют себя с центром из-за вечных проблем с незнанием государственного языка и неинтегрированности, да и в целом население Ахалкалакского муниципалитета не активны, как политически так и общественно.

Президентские выборы 2018 года прошли на удивление интересно, активно, богато предвыборными событиями, чего не было в прошлом. Своей активностью удивляли как действующие власти так и оппозиция. Была интриг, провокации, побои и судебные дела, которые до сих пор находятся в процессе. Все эти события стали занятными темами обсуждения не только Ахалкалаки, но и всей Грузии. Все это не потому что боролись кандидаты от оппозиции и независимый кандидат, а потому что боролись за власть известные для ахалкалакцев бывшие и нынешние локальные, публичные лица и люди, которые поддерживают их.

Из 25 кандидатов в президенты только 4 были понятны и доступны для местного населения: Саломе Зурабишвили, Григол Вашадзе (Объединенная оппозиция), Давид Бакрадзе (Европейская Грузия) и Давид Усупашвили (Свободные демократы), именно эти кандидаты смотрели на нас со стен с агитационных плакатов. Остальные кандидаты так и остались за кулуарами политической жизни региона, за кулуарами остались и программы всех кандидатов в президенты.

На первом туре президентских выборов три основные места заняли лидирующие по всей Грузии три кандидата, Саломе Зурбишвили(59.46%), Григол Вашадзе(23.31%) и Давид Бакрадзе (14.81%). Интересный факт в Ахалкалаки также голоса набрал неизвестный для избирателя Михеил Салуашвили(0.55%) объяснить такой результат неизвестного кандидата можно только как путаница с именем известного в Ахалкалаки бывшего президента Михеила Саакашвили.

К слову в 2008 году, когда избирался самый известный политический деятель Грузии в Ахалкалаки, свой выбор делали 39 045 избирателя 81.73%. Тогда свои кандидатуры поставили 19 кандидатов третий президент Грузии Михаил Саакашвили получил 53,45% всех голосов. И тогда использовались обычные механизмы результативности -административный ресурс, подкуп населения мукой и ваучеры на топливо и тд. После этих выборов сложилась легенда о 103% голосов за кандидата от правящей партии Михеила Саакашвили, такой случай был в одном из сел Ниноцминдского муниципалитета.

На президентских выборах 2013 года участвовали 23 кандидата. В Ахалкалаки кандидат от Грузинской мечты Георгий Маргвелашвили тогда получил в Ахалкалаки 66,97% от всех голосов. И по традиции снова в регионе выиграл кандидат от правящей партии. Следующие высокие результаты в Ахалкалаки получили Давид Бакрадзе (19.24%) и Нино Бурджанадзе (10.66%). Явка тогда составляла 37.35% всего населения 14 771 избирателя.

Если всегда в Ахалкалаки побеждала действующая власть, это не значило, что в Ахалкалаки оппозиция не получала никаких голосов. Например на втором туре президентских выборов в Ахалкалаки в этом году, хотя Саломе Зурабишвили выиграла выборы набрав в Ахалкалаки 63.66% голосов, Григол Вашадзе получил в Ахалкалаки 36.34% всех голосов, что означает, что оппозицию также поддерживают. Однако результат связан не с деятельносьтю партии или кандидата, а с популярностью представителя президента на местах, который имеет или власть или “авторитетность”.

Центральные власти Грузии за все это время так и не научилась напрямую работать с населением, а не через посредников.

Кристина Марабян

Публикация подготовлена ​​в рамках проекта поддержки политических партий по вопросам этнических меньшинств, который осуществляется Центром исследований этничности и мультикультурализма (CSEM). Проект поддерживается офисом Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ ОБСЕ).

Мнения, изложенные в публикации, не отражают позицию Верховного комиссара по вопросам меньшинств ОБСЕ.