Среди 38 депутатов Районного собрания Ахалкалакского муниципалитета 2 женщины. Это составляет всего лищь 5,3%, но для ахалкалакцев это огромный шаг вперед.

“Политика не женское дело” – это устоявшийся стереотип в Ахалкалаки. Традиционный патриархальный подход отторгает даже мысль о том, что женщина, кроме домашнего очага может себя реализовать в такой сфере деятельности, как политика.

После развала СССР на руководящих должностях в законодательном и исполнительном органах Ахалкалаки женщин не было. Сами женщины долгое время не решались и не хотели вникать в управление муниципалитетом, причиной этому был общественный уклад, общественное мнение, менталитет.

Для женщин Джавахети существуют много “нельзя”. До недавнего времени на свадьбах женщины сидели отдельно от мужчин, что соблюдается во многих селах до сих пор. Самоцензура и определенное отработанное десятилетиями поведение, в том числе и нежелание самой женщины, сделала власть в Ахалкалакском муниципалитете однополой – мужской.

В 2008 году в Ахалкалаки все же была попытка женщины участвовать на выборах в Органы местного самоуправления. Попытка увенчалась провалом из-за давления со стороны тогдашних властей. В итоге борьба одной женщины дошла до Страсбургского суда. И все же это было единичным случаем.

21-ое октября 2017 года стало переломным. На выборах в органы местного самоуправления в Сакребуло (Районное собрание Ахалкалаки) депутатами стали 2 женщины: правозащитник и учительница. Выдвигались они от правящей партии “Грузинская мечта – Демократическая Грузия”.

Седа Мелкумян работала в неправительственном секторе долгие годы, практически с начала развития гражданского общества в Ахалкалаки, также являлась представителем Омбудсмена Грузии в Самцхе-Джавахети. Об отсутствии женщин в политике она говорила многократно. В итоге сама решила побороть сложившуюся “традицию”. По ее мнению обязательно в Районном собрании должны быть женщины депутаты.

“Главное, чтобы никогда решения не были сделаны только исходя из точки зрения одной стороны. Чтобы голос, мнение женщин было услышано в Сакребуло. Какими были заседания в Сакребуло мы видели во время открытых слушаний. Во время этих заседании были споры, ругань, а когда было недопонимание, никто не уступал друг другу. Думаю присутствие женщины привносит осторожность и дисциплину, так как женщина, как правило, очень дисциплинирована в своей работе”, – говорит она.

По мнению Седы Мелкумян, в обществе много стереотипов, которые надо преодолеть.

“Стереотип, что политика не для женщины существовал, но имея огромный рабочий опыт на прежних моих работах, я поняла, что уже пришло время, и что женщина обязательно должна быть в органах местного самоуправления, и женщина должна быть представлена в Сакребуло. Каждая работа должна проходить в комфортных условиях, такие условия сейчас созданы – это наша команда. Я работаю с командой и партией, идеология которой мне по душе”, – говорит депутат Сакребуло Ахалкалакского муниципалитета Седа Мелкумян.

Вторая женщина в Сакребуло, учитель русского языка и литературы Армине Минасян. Она считает, что у женщин и так много дел. Если мужчина возвращаясь домой может себе позволить отдохнуть и просить принести поесть и попить, от женщина после работы должна готовить, делать другую домашнюю работу. Однако вместе с этим она считает, что женщина должна работать и сказать свое слово.

“Раньше говорили, что женщина и вождение автомашины несовместимы, ведь совместимы? Да! Говорили женщина и работа несовместимы. Совместимы. С кем имеешь дело, для меня не настолько важно с мужчинами или с женщинами. Я в двух комиссиях, по образованию и сельскому хозяйству. Сельское хозяйство для меня новая сфера деятельности, и я очень хочу вникнуть в эту сферу. Преподавательская деятельность мне очень помогает, потому что любой преподаватель очень тонкий психолог и психология здесь очень важна”, – говорит Армине Минасян.

По ее словам естественно, что за такое короткое время, как женщины стали депутатами, стереотипы в Джавахети не исчезли, однако она не чувствует дискомфорта от своей новой деятельности.

“Муж мой сам рекомендовал мою кандидатуру. Конечно сложно работать из-за того, что я женщина. Думаю, если бы я работала с женщинами будучи мужчиной, было бы настолько же сложно. Может люди как-то и по другому относятся, но я думаю никакой разницы не должно быть. Во время предвыборной агитации мы ехали по селам, к нам подходили женщины со своими проблемами, рассказывали, видимо с этой позиции присутствие женщин кандидатов для них было положительным фактором. А что думали мужчины избиратели, я не знаю, во всяком случае свое отношение не показывали”, – говорит Армине Минасян, депутат Ахалкалакского Сакребуло.

Европейский союз поощряет участие женщин на выборах и гендерное равенство, а Грузия держит путь в Евросоюз. Правительство пытается поддерживать гендерный вопрос. Перед выборами органов местного самоуправления каждая партия искала своих кандидатов в депутаты женского пола, согласных было мало.

Удивительным явлением для всей страны стал тот факт, что правящая партия на пост мэра Ниноцминды выдвинула женщину Анивард Мосоян, которая выиграла выборы и теперь является единственным мэром Грузии женского пола.

От оппозиционных партий были выдвинуты кандидаты, но они не попали в Собрание. Кандидата в мажоритарные депутаты от партии “Альянс патриотов Грузии” также зовут Армине Минасян. Бывший журналист телеканала АТВ-12 ещё до выборов отказалась от участия.

«Я выдвигалась, как кандидат в мажоритарные депутаты в селе Бавра. Нас женщин было две, я и еще одна кандидатка, но по списку. Причина, по которой я сняла свою кандидатуру была в том, что из нашего села был еще один кандидат от инициативной группы. У нас с ним практически был один и тот же электорат. Я сделала опрос и изучила ситуацию, потом решила снять кандидатуру. Если бы я участвовала, голоса разделились бы, и в итоге мы бы оба проиграли, поэтому как женщина и как человек, который сможет найти другую работу, я сняла свою кандидатуру, хотя потом, честно говоря, пожалела об этом”, – говорит Армине Минасян.

Армине уверена, что общественное мнение сильно влияет на желание женщин быть в политике.

“Вообще у нас очень сложно женщине реализовать себя в профессиях, где в основном мужчины. Здесь женщин в политике не уважают. Я была готова, так как долгие годы работала журналистом и каркас политики был ясен, но мне было интересно заниматься политикой изнутри, потому я решила участвовать на местных выборах. А выбрала партию из-за лидера в Ахалкалаки», – говорит выдвигавшая свою кандидатуру от «Альянса патриотов Грузии» Армине Минасян.

Присутствие женщин в Сакребуло Ахалкалаки в какой-то степени поменяло и работу Сакребуло. А сложившийся стереотип о чисто мужской политике дал трещину.

Кристина Марабян

Публикация подготовлена ​​в рамках проекта поддержки политических партий по вопросам этнических меньшинств, который осуществляется Центром исследований этничности и мультикультурализма (CSEM). Проект поддерживается офисом Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ ОБСЕ).

Мнения, изложенные в публикации, не отражают позицию Верховного комиссара по вопросам меньшинств ОБСЕ.